Страна встала с колен, но, как оказалось, на голову

ПО СТРАНИЦАМ ЛЮБИМЫХ ОПЕР

Интервью с солисткой Большого театра Еленой Зеленской

19 марта на сцене Рязанской филармонии в сопровождении Рязанского губернаторского симфонического оркестра под управлением Сергея Оселкова выступят солисты Государственного академического Большого театра России Елена Зеленская (сопрано) и Роман Муравицкий (тенор). Гости представят зрителям программу «По страницам любимых опер», включающую произведения мирового репертуара. Если с Романом Муравицким рязанская публика уже знакома, то Елена Зеленская приедет в наш город впервые. В преддверии концерта мы пообщались с артисткой о профессиональном выборе и коллегах по сцене.

– Елена, Вы впервые приезжаете в наш город. Чего ждёте от рязанской публики?

– С нетерпением предвкушаю свою встречу с публикой Рязани. Это мой первый визит в ваш город, но я столько прекрасного и восторженного слышала о вас, о вашем великолепном оркестре и дирижёре - маэстро Оселкове, что с радостью приняла приглашение!

– Сегодня Вы – признанная звезда оперной сцены, в интервью Вас часто называют примадонной. Что повлияло на выбор творческой профессии и есть ли в Вашей творческой судьбе люди, встречи с которыми можно назвать судьбоносными?

– Я пою с раннего детства, сколько себя помню! И голоса в нашей семье были у всех – у бабушки с дедушкой, у мамы и у папы, но всё это было на уровне "хобби". А серьёзно посвятила свою жизнь оперному пению только я. Мне всегда нравилось быть в центре внимания домашних: выступать в костюмах, читать стихи, петь, и при этом, я себя объявляла – "выступает Алёна Зеленская! Похлопали!". И когда мне исполнилось 17 лет, папа привёл меня в Консерваторию, к ректору, которая отказывалась тогда меня принимать в силу раннего возраста. Но нужно было знать моего папу – он никогда не отступал и был по натуре максималистом, заявил, что консерватория ещё будет гордиться Зеленской, когда та окончит ВУЗ с красным дипломом и наградами лауреата. Удивительно, но всё так и получилось! Но тогда я и представить не могла, насколько это тяжёлый труд, постоянная работа, которая становится образом жизни.

Огромное влияние на моё творчество оказали встреча и работа с такими выдающимися музыкантами, как Евгений Колобов, который первым поверил в меня, Ирина Архипова, с которой мы много пели в спектаклях, Елена Образцова, Владимир Васильев, затем моё первое прикосновение к "Реквиему" Верди с маэстро Георгом Шолти. Как-то изначально задавалась высокая планка, которая помогала в дальнейшем идти вперёд.

– Ваш "послужной список" включает мировые партии оперного репертуара. Какие образы Вам ближе: трагических, волевых героинь или лирических?

– В моём репертуаре 43 оперные партии. Это почти весь Верди, много Пуччини, а также большое количество редко исполняемых опер. Каждая роль, которую я представляю, для меня особенная и любимая. И каждую я пропускаю через себя, через свою душу и сердце. Иначе публика тебе не поверит. И, конечно, в основном, это героини с сильными характерами, любящие и любимые, с трагическими судьбами, страстные и решительные.

– В одном из последних интервью Вы признавались в любви к музыке барокко, которую исполняете на камерных концертах. Чем Вас привлекает барочная музыка? Это возможность попробовать себя в необычном амплуа, выйти за рамки привычного для оперной исполнительницы репертуара?

– Камерная музыка занимает особое место в моём творчестве. Как ни странно, её исполнение требует двойной затраты эмоций, энергии и голоса. Но оно того стоит! Дело в том, что нужно суметь успеть в коротком камерном произведении максимально продемонстрировать всю его полноту и красоту. А в произведениях эпохи барокко я с удовольствием могу использовать природную подвижность своего голоса – колоратуры, каденции и так далее. Это совершенно иной стиль исполнения, и как для певицы, исполняющей, в основном, оперный репертуар, это очень полезно. Я называю это "фильтром" или "очищением".

– Вы работали вместе с Пласидо Доминго и Лучано Паваротти, сегодня для многих начинающих исполнителей и сами являетесь примером. Есть ли певцы, за карьерой которых с интересом наблюдаете сами?

– Да, мне, действительно, посчастливилось петь на одной сцене с Доминго и Паваротти. И это незабываемо – "Бал маскарад " – Метрополитен – Опера, "Тоска", "Сила судьбы". Но до этого я уже пела и с нашими легендами, такими, как Елена Образцова, Тамара Синявская, Юрий Мазурок, Зураб Соткилава. Это такое счастье! Такая закалка и опыт для молодого певца!

В силу своей постоянной работы на сцене мне приходится сталкиваться и с новыми певцами, в этом и состоит вся прелесть нашей профессии. Я всегда говорю, что мы учимся друг у друга, заряжаемся друг от друга. Ведь каждая новая постановка – это частичка нашей жизни.

– На концерте в Рязани Вы выступите вместе с Романом Муравицким. Уже приходилось выступать вместе или это будет ваш творческий дебют?

– Мы очень частые партнёры по сцене и Большого театра, и за его пределами. Это и "Пиковая дама", "Турандот", "Катерина Измайлова", "Тоска", "Набукко". Он – замечательный певец, настоящий профессионал и чуткий партнёр по сцене. Это очень важное качество для артиста.

– "По страницам любимых опер" – такое название носит программа, которую Вы представите в Рязани. Есть ли у Вас произведение и партия, которые мы могли бы назвать любимыми, может быть, связанными с какими-то знаковыми выступлениями?

– Все произведения, которые я выбрала для программы концерта – мои любимые, и каждое имеет свою историю и свою жизнь. И, на мой взгляд, сила оперного искусства именно в том, что каждое исполнение не похоже на предыдущее, каждый раз ты привносишь свежие эмоции, ощущения и настроение. В программу концерта включены также популярные дуэты из опер Петра Чайковского и Джузеппе Верди.

Потапова
Марина