В последний рабочий день прошлой недели около солотчинского Храма Казанской иконы Божией Матери уже с утра стояло два автомобиля с сотрудниками полиции в гражданской форме. Судя по всему, это было связано с ожиданием волнений со стороны местных жителей. Теперь даже духовенство предпочитает разгонять митинги, а не предотвращать.
Ещё 30 лет назад Храм в посёлке Солотча выглядел так же, как и остальные святые места, не пережившие коммунистическую эпоху. Полуразрушенное здание-склад с пунктом приёма макулатуры и стеклотары. Рядом располагалась небольшая школа, которую убрали с церковной территории лишь в начале 80-х. Спустя пару лет после этого тогда ещё молодой рязанский священник Дмитрий Ромащенко решил восстановить святыню. В помощь позвал местных жителей. Храм восстанавливали долго, по кирпичику, своими силами. Работали и молились все вместе. Как известно, и труд, и молитва объединяют. Ещё одним связующим звеном для целого посёлка стал сам отец Дмитрий Ромащенко. Завершали облик Храма – реставрировали и благоустраивали территорию – на деньги бизнесмена Михаила Мартынова.
Сейчас отцу Дмитрию Ромащенко уже 70 лет. Несмотря на слабое здоровье, священник продолжает проводить службы, помогать советом и поддерживать своих прихожан. Там же, рядом с церковью, имеет небольшую комнату. Скромная жизнь в смирении тоже сближает с людьми. С отцом Дмитрием связаны практически все семьи – он крестил, венчал и хоронил. Многие выросли при священнике и возрастом, и духовно.
Так было до прошлой недели. Во вторник приехала делегация от Рязанской епархии. Прихожанам сообщили, что теперь вместо отца Дмитрия прибудет отец Алексей Колотилин, а прежнего священника отправят в Поляны в маленькую церковь Покрова Пресвятой Богородицы. На сайте епархии на тот момент никакого приказа не было. Что и почему, никто объяснять не стал. Последующие несколько дней службы в Солотче не велись. В четверг утром около Храма собрался народ. Все, кто многие годы ходил к отцу Дмитрию. Очередную делегацию ждали около 1,5 часов и без каких-либо объяснений со стороны рязанских священников расходиться не собирались.
К Храму подъехали машины, вышли несколько человек в рясах и, даже не поздоровавшись с прихожанами, направились внутрь. Однако пройти не смогли, люди окружили их плотным кольцом и стали требовать правду. Пришлось отступать обратно к автомобилям. Пытались уехать, но прихожане встали перед машинами. По словам очевидцев, священники начали угрожать людям полицией, а про отца Дмитрия один сказал, что того палкой не перешибёшь даже в таком почтенном возрасте.
В итоге прибывший с остальными отец Владимир Васильев постоял с горожанами, покивал, заявил, что некомпетентен в этих вопросах и пообещал всё передать митрополиту Марку. На том и остановились.
Меньше, чем через час, когда все разошлись, к Храму подъехали те же автомобили, делегация быстро описала имущество, забрала вещи отца Дмитрия и увезла в Поляны. Никто и опомниться не успел.
В минувшую пятницу в Солотче прошла последняя служба любимого всеми местными священника. Наш корреспондент потом пообщался с прихожанами. Женщины со слезами на глазах рассказывали о своём общем горе. Заявляли, что не против нового батюшки или Марка, но они за своего священника и хотят, чтобы тот, сколько мог, пока позволяет здоровье, продолжал вести в Солотче службы. Часть церковных работников собралась уходить. Всё происходящее люди сравнивают с рейдерским захватом, а исполнителей – с преступной группировкой в рясах. Так церковь свой авторитет ещё не подрывала.
Согласно имеющемуся уставу, священники должны беспрекословно выполнять указы своего руководства. Настоящую причину, по которой в Солотчу приедет новый служитель, никто не знает. Возможно, простым смертным, это и не нужно знать. Тем не менее людей своими действиями митрополит довёл практически до бунта, до мыслей о том, что церковь идёт против народа. Назревает очередной крупный социальный скандал. Можно подумать, губернатору и без того проблем не хватает.
И вместо того, чтобы самому приехать к людям, постараться найти нужные слова, успокоить их, утешить, митрополит Марк закрывается ещё больше. Вместо мудрых слов идут звонки знакомым священникам нашего редактора, чтобы не давали никакой информации и никаких подробностей, с угрозами вплоть до потери приходов.
Только вот зачем тогда нужно строить столько храмов, если туда при таком раскладе ходить будет некому.