В Московском районном суде Рязани начался долгий бой за печально и скандально известную ядовитую турлатовскую свалку. Спарринг природоохранного прокурора Алексея Ломова и бизнесмена Валерия Деева.Только вместо ринга – зал заседания. Вместо боксёрских перчаток – документы. Вместо ударов – острые вопросы и знание законодательных актов. Судья, естественно, присутствует.
Невозможно отрицать, что Валерий Деев – опытный соперник, поднаторевший за годы отстаивания своих интересов. Хитрый взгляд, высокомерная ухмылка.
Официально Валерий Деев является заместителем директора эксплуатирующей полигон организации ООО «Экошлак». Собственник – ЗАО «Экоресурс». По неофициальной информации, обе принадлежат Валерию Дееву, как и все предыдущие компании-собственники и арендаторы, которых с 2006 года было более 15.
В качестве третьих лиц в деле о запрещении деятельности «Экоресурс» и «Экошлак» выступили начальник отдела экологического надзора регионального Росприроднадзора Наталья Морозова, консультант отдела регионально-экологического надзора Минприродопользования Олег Суслов, сотрудница отдела санитарного надзора Роспотребнадзора Ольга Жарикова.
Заседание началось со слов представителя «Экошлака» Елены Митюриной: «Вреда окружающей среде действиями «Экошлак» не наносится». Адвокат «Экоресурса» Сергей Лисунов такую позицию, естественно, поддержал.
Теперь разберёмся с этим моментом. При неправильном хранении отходы на свалке начинают выделять смесь метана и угарного газа, проще говоря, так называемый «свалочный газ», опасный для здоровья человека. В недрах мусора также формируется весьма токсичная жидкость «фильтрат», попадание которой в водоёмы или в подземные воды крайне нежелательно.
При таких условиях действительно, фирмами Валерия Деева не наносится вреда окружающей среде, её просто уничтожают.
Согласно данным Росприроднадзора, объекты на турлатовском полигоне должны располагаться в санитарно-защитной зоне, составляющую тысячу метров. Тем не менее расстояние до посёлка Строитель – 850 метров. Ещё меньше до реки Листвянка. В своё оправдание ответчик предоставил замеры воздуха. Только почему-то исследования проводились на улице Новосёлов и проезде Яблочкова. Ещё бы в Скопин уехали замерять, хотя там и своих помоек хватает.
Каждый полигон ТБО рано или поздно закрывается, когда там накапливается предельно допустимое количество отходов. И вполне логично, что такие земли необходимо рекультивировать.
Что же мы имеем на самом деле. Мусор, который копился годами и который продолжают свозить. Невыполнение требования обустройства таких площадок. Отсутствие ограждения, а это значит, что на свалку может проникнуть любой человек. Никакой противопожарной безопасности. Только за два месяца свалка горела восемь раз, и быстро потушить не получалось. В итоге жители окраины Рязани задыхались от токсичного смога. И ещё неизвестно, как это отразится на здоровье.
По факту возбудили административное дело о несоответствии площадки установленным нормам.
Сам ответчик сваливает возгорания на каких-то поджигателей. Жалкая попытка переложить вину на других. Нужно создать такие условия, чтобы никакие поджигатели не смогли пробраться. Только вот никто этим не занимается.
В общем, ни по почве, ни по воздуху ситуация непонятна. По водным ресурсам тоже. Валерий Деев запросил у природоохранной прокуратуры анализы воды из Листвянки. Конечно, результаты могут быть и положительными. Разлива в этом году не было, а старые выбросы уплыли с течением.
Жаль, мало кто понимает – суть не в том, чтобы потом исправлять экологическою катастрофу, а в том, чтобы предотвратить.
Согласно данным природоохранного прокурора, на свалке нашли отходы 3-4 класса опасности. «Экошлак» и «Экоресурс» пытаются съехать на том, что с момента работы, то есть с мая 2019 года, возят только 5-й класс. Фуры принимают по паспортам, а контроля на въезде нет. Короче, если что-то запрещённое и сваливают, то организации Валерия Деева в этом типа не виноваты.
Официальный доход с турлатовской свалки с мая 2019 года по настоящее время составил 120 тысяч рублей. Неофициальный может исчисляться миллионами. Эти деньги, вероятно, в том числе были направлены на строительство мусороперерабатывающего завода, о котором шла речь на судебном заседании. Такой проект стоит несколько миллиардов. Хотя, может, Валерий Деев, как полковник Дмитрий Захарченко, копил с детства.
Мусороперерабатывающий завод – это, безусловно, хорошо. Переработка сейчас всё больше набирает популярность. Многие бизнесмены уже поняли, что это прибыльный бизнес. Только вот на турлатовской свалке большая часть отходов неперерабатываемая, хотя место и позиционируют как временную площадку для сортировки мусора.
Заместитель руководителя Росприроднадзора Наталья Морозова добавила, что транспортирование мусора должно осуществляться при наличии паспорта отходов, который подтверждает, что на турлатовский полигон ввозили отходы 5-го класса опасности. Женщина отметила, что для работы с этой категорией лицензия не требуется, но «Экошлак» обязан был уведомить рязанский Росприроднадзор о ввозе отходов в регион и показать соответствующий документ. Минприроды также указало на отсутствие на территории турлатовского полигона входного контроля. Плюс турлатовская свалка не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов и не включена в территориальную схему обращения с отходами.
Ответчик на это заявил, что ещё во время работы «Химволокна» было получено бессрочное право пользования площадкой. Только вот Советского Союза уже давно нет, а многие всё ещё продолжить там жить.
Короче, мало того, что свалка нелегальная с сомнительными разрешениями из прошлого века, так ещё и одни сплошные нарушения.
Если даже сейчас выиграть дело и запретить «Экошлаку» и «Экоресурсу» пользоваться полигоном, вряд ли это поможет. И раньше площадку закрывали через суд, но собственник менялся, и всё продолжалось по старому.
Пора официально запрещать пользоваться этой площадью в принципе, всё расчищать и восстанавливать землю.
Хватит бить по жадной руке.
Пора рубить концы.