Владелец ядовитой турлатовской свалки Валерий Деев сменил адвокатов. Вот уже два заседания вместо Елены Митюриной и Сергея Лисунова интересы тёмного бизнеса защищают Максим Кочкарёв и Павел Гришин. Сам Валерий Деев в суде пока больше не появляется. Зато в качестве слушателя на крайнем заседании за происходящим пристально следил сын владельца полигона председатель комитета по реформированию отрасли обращения с отходами «Опоры России» Алексей Деев. Не хватает ещё для полной картины Людмилы Кибальниковой, которая активно поддерживает и продвигает семью Деевых – такая своего рода невидимая движущая сила.
Получается злая карикатура: отец, сын и совсем не святой дух, который, к слову, в семитских языках как раз женского рода.
От истца выступает старший помощник прокурора Рязанской межрайонной природоохранной прокуратуры Дмитрий Куприн.
Остальной состав участников не поменялся.
Ответчики ООО «Экошлак» и ЗАО «Экоресурс» до сих пор не признают факта размещения отходов 3-4 класса опасности. Однако на месте проводился отбор проб непосредственно сверху шламонакопителя, а это значит, что образцы «свежие». Об этом заявила замначальника отдела аналитических исследований филиала ЦЛАТИ Татьяна Ершова. Свидетель подробно рассказала о процессе отбора проб. Для этого с разных точек в общей сумме взяли пять килограммов мусора. По сути, получается, что на полигоне образовалась обычная несанкционированная свалка, о чём уже несколько лет говорят активисты. Тем не менее, по утверждению представителей ответчика, это не помойка, а просто остатки сортировки. Непонятно тогда, откуда взялись частицы нефтепродуктов, найденные среди твёрдых бытовых и коммунальных отходов. И почему нет никакого барьера между «старой» и «новой» помойкой, о разделении которых так настойчиво говорят адвокаты.
Чтобы официально иметь возможность возить на полигон отходы 3-4 классов опасности (читай – узаконить уже имеющиеся), для разработки проекта санитарно-защитной зоны была привлечена инженер-эколог Наталья Сенникова. На заседании свидетель рассказала, что посещала территорию шламонакопителя этим летом. Так как женщину вызвали ответчики, то та подчеркнула, насколько чище стал полигон в последнее время. Что именно подразумевается под этим словом, когда речь идёт непосредственно о мусоре, так и осталось непонятным.
Природоохранный прокурор попросил предоставить доказательства, подтверждающие, что «Экошлак» осуществлял свою деятельность по обращению с отходами только 5 класса опасности. Никаких документов никто не принёс.
Зато представитель ответчика уточнил, что собственник площадки ЗАО «Экоресурс» приобрёл землю отдельно от отходов. Это всё равно что случай, когда в Хабаровске бизнесмену продали общежитие вместе с людьми, от которых чиновники тоже открестились, как от мусора. И вот снова возвращаемся к вопросу, почему ответчик сразу не подумал о подобном обременении. Почему отходы не заставили вывезти предыдущего собственника.
Всё логично – самому у себя помойку глупо покупать.
По словам адвокатов, планировалось, что шламонакопитель будет очищен другими лицами. В такой роли ответчик видит администрацию города, которой, видимо, и без того не хватает несанкционированных свалок на муниципальной земле, чтобы ещё с частной собственности говно вывозить.
Наконец ещё вспомнили, что имя Валерия Деева фигурирует в мусорных скандалах с конца 2000-х, но выявлять взаимосвязь – работа следователей. В конкретном деле в суде это, к сожалению, не имеет значения.
И вот спустя несколько длительных заседаний вдруг оказывается, что «Экошлак» является не арендатором полигона, а субарендатором общества «ВЭСТ», которое уже заключало контракт с «Экоресурсом». Конечно, учитывая, что указанная фирма ранее также была записана на Валерия Деева, но после запрета на размещение отходов продана, можно сделать выводы о ценности всех этих бумаг и соглашений.
Теперь ООО «ВЭСТ» тоже привлекут в качестве третьего лица.
Отдельно стоит отметить поведение адвокатов ответчика. Оба заседания Максим Кочкарёв и Павел Гришин перебивали истца, свидетелей, не давали возможности закончить фразу, переговаривались с сидящими в зале, даже успели придраться к корреспонденту нашего издания, которая делала пометки не в блокноте, а в мобильном телефоне, но один из защитников решил, что ведётся видеосъёмка. Это вполне можно назвать саботажем. Если бы судья Иван Барышников не прекращал вспышки агрессии со стороны адвокатов, заседание превратилось бы в настоящий балаган.
В данный момент в липецком суде также рассматривается административное дело в отношении ЗАО «Экоресурс» и ООО «Экошлак» – город выбрали по месту регистрации фирм. Хотя, как ранее стало известно в рамках следственных мероприятий, никакой деятельности на самом деле там не ведётся. И это выяснилось в рамках возбуждённого уголовного дела о незаконной предпринимательской деятельности.