Регистрация Поиск

medexpress 1.2 erid

  • Сливы
18+
11 июня 2020

Олег Шишов первым в городе научился делать деньги там, где другие воротили нос. Путь монополизации рязанского мусорного рынка

Полигон на Южном промузле в качестве муниципальной точки для сбора мусора появился в 1957 году при содействии великой без преувеличения для Рязани женщины Надежды Чумаковой. В общем, в тот период, когда ещё многие чиновники думали о городе, а не об иномарке последней модели и нескольких квартирах в элитных новостройках, или по самым примитивным меркам – полёте на Пхукет. Впрочем, путешествия, как показывает практика, – не лучшее предложение за общее покровительство.

Со временем всё ближе к свалке, которая изначально являлась карьером, а теперь огромной горой мусора, превышающей все допустимые размеры, появлялись новые жилые кварталы. Это сейчас Рязань растёт вверх, а раньше дома не тыкали как можно ближе друг к другу. Мусор тоже копился. К концу 90-х годов это стало проблемой. Муниципалитет уже не справлялся с организацией нормального функционирования полигона. Изначально городская свалка числилась на балансе «Спецавтобазы по уборке города Рязани», которая тогда тоже не была в частных руках. Решение проблемы предложили Владимир Балмачный и Радик Макаров, которые вызвались заниматься мусорным вопросом. В тот момент, по ходу, коммерсанты даже не представляли, какие это дивиденды.

Летом 2000 года между «Региональными инвестициями» и городской администрацией был подписан знаменитый договор аренды. Директором предприятия был назначен знакомый Владимира Балмачного и Радика Макарова молодой и скромный Олег Шишов – будущий мусорный монополист и местный политик с губернаторскими амбициями. Яркий пример влияния больших денег на слабую духом натуру. С этого момента Олег Шишов начинает постепенно брать под контроль бизнес не только по захоронению, но и по вывозу мусора в Рязани. Становится директором муниципальной «Спецавтобазы по уборке города».

Теперь бывшему мэру принадлежит вся область – осталось утилизировать подрядные фирмы на местах, которые работали по районам до появления регионального оператора.

В 2010 году московскими заинтересованными лицами, речь может идти вплоть до бывшего заместителя Анатолия Чубайса, а ныне сенатора Валентина Завадникова, была предпринята попытка захода на мусорный рынок Рязанской области. В том же году в Пронске регистрируется фирма «Эко Пронск». Тогда уже поняли, что отходный бизнес очень даже доходный. Олег Шишов тоже это знал. С 2013 года, когда полигон перешёл к новому арендатору, началась борьба моральная и физическая. С обеих сторон пытались привлечь правоохранительные органы, задействовали финансы и крепкие кулаки.

Делёж полигона давно ушёл в историю, а свалка в итоге осталась у Олега Шишова. По «Эко Пронску» также удалось договориться. Ещё один шаг к монополизации был сделан.

Во время пресс-конференции в конце 2018 года Владимир Путин озвучил, сколько мусора ежегодно образуется в России. Официальная цифра составила 70 миллионов тонн. Кроме как на полигоны, везти отходы было некуда. Люди стали активнее отстаивать свою позицию против создания новых точек для свалок. Скандалы выходили на федеральный уровень. Не замечать проблему стало сложнее. После той пресс-конференции по правительственной разнарядке запустили механизм создания региональных операторов, в чьи задачи входит не только благоустройство контейнерных площадок и вывоз отходов, но и сортировка с последующей переработкой вторсырья. Борцы за экологию обрадовались. Борец за место на свалке Олег Шишов тоже.

Изначально планировалось, что региональный оператор частично будет принадлежать области. Не всем это выгодно. В частные руки выводить деньги проще, чем в бюджет. Тех, кто пробился в кандидаты, по понятным финансовым причинам оказалось совсем немного. Провели конкурс. Абсолютно неожиданно «Эко Пронск» проиграл. Такое в планы не входило. В данном случае сохранённые деньги равно упущенные деньги. Олег Шишов собрался с силами и средствами. Бонусы в качестве поддержки в лице председателя областного суда Елены Сапуновой, у сына которой имеется предметный интерес в мусорном бизнесе, и зампреда правительства Виталия Артёмова добавили очков к силе и возможностям. Так что за своё очко Олегу Шишову пока можно не переживать – и речь не о сексуальных связях. После заключения с «Эко Пронском» контракта как с региональным оператором монополизация мусорного рынка Рязанской области вошла в заключительную стадию.

Таким образом, на Олеге Шишове оказались сосредоточены все мусорные активы – сам полигон; фирма, разработавшая территориальную схему по обращению с ТБО и ТКО, кредитный потребительский кооператив граждан «Региональные инвестиции»; регоператор «Эко Пронск»; завод по сортировке ТБО «Рязанский скарабей»; недавно официально зарегистрированный «Экотехнопарк», где должны будут давать пластику вторую жизнь. И всё, конечно, на бумагах красиво, кроме того, что на деле вся сфера сосредоточена в одних руках, и того, что финансовый интерес в мусоре важнее всех остальных глобальных вопросов. Подрядчикам «Эко Пронска» в районах области сейчас непросто. Бизнес подминают под региональный уровень, деньги тоже уходят наверх.

Главная философия, которая прослеживалась на протяжении последних 20 лет – это здесь и сейчас. Здесь и сейчас собрать как можно больше денег с населения, организаций и бюджета. Выслать счёт на оплату услуг фирмам, с которыми даже не заключались договоры, тем более в период самоизоляции, когда никто не работал и мусорить априори не мог. Здесь и сейчас новые автомобили, квартиры, любовницы. Падать с мусорной вершины в ад больно, но это будет потом.

У «Эко Пронска» пока единственный полигон, куда везут отходы со всей области. Много лет площадка находилась в черте города. Согласно новому законодательству, полигон должен располагаться за пределами муниципалитета. В июле 2019 года свалку вывели из границ Рязани за счёт сокращения площади областного центра. Семь раз отмерили, один отрезали. На глобальном уровне это решило проблему только Олега Шишова. Полигон давно отработал своё, и пора создавать площадку под новый, а это время, деньги и юридические проволочки. Другого места для складирования нет, и вряд ли будут искать. Проще продолжать возводить рукотворный памятник из отходов – вершина мира для кого-то может быть и такой.

Официально неизвестно, соблюдаются ли требования к эксплуатации полигонов, а неофициально и так все всё знают. Должны быть установлены противофильтрационные экраны, дренажная система. Необходимо обеспечить охрану окружающей среды. Категорически запрещается вывоз на полигоны токсичных, радиоактивных и биологически опасных отходов. Впрочем, если тут не прокатит, выход есть – неподалёку скандально известная свалка истощавшего от честно заработанных денег Валерия Деева. Прописанная равномерная просадка полигона – это не гора мусора, которая растёт с каждым годом.

В одном из интервью гендиректор «Эко Пронска» Валерий Матюхин рассказал, что на рязанский полигон свозится около 70% отходов со всего региона. Только учтённых. Ночные партизанские грузовики с московскими номерами по ходу не в счёт.

Полигон раз и навсегда закроется, но со временем. Отравленный мир будет восстанавливаться дольше, но это уже проблема будущих поколений. Главное, что есть здесь и сейчас.

Пластиковый мир победил.

Начинается работа скрипта Cron