Как-то давно, в дружеской беседе один знакомый пожарный спросил у своего ранее судимого собеседника, ходит ли тот в "Полсинаут". Вопрос весьма удивил. В самом деле, с чего так проявлять внимание. Не в интересах "Рязанского посада", в самом деле.
Пояснения последовали сразу. В "Полсинаут" лишний раз ходить не нужно, поскольку при пожаре, не дай Бог он там возникнет, – шансов спастись не будет ни у кого. Огромный торговый ларёк построен с такими чудовищными архитектурными решениями, что при первом задымлении моментально превратится в смертельный лабиринт.
Настало время отрыть страшную тайну, о чём молчат практически всегда.
При строительстве новых микрорайонов, школ, детских садов, больниц говорят обо всём. О парковках, зелёных насаждениях, детских площадках, но практически никогда не упоминают, пожалуй, о самом главном – о противопожарной безопасности.
После феерических полётов на дорогие заграничные курорты бывшего архитектора города Натальи Харибутововой нередки случаи, когда пожарные машины просто не могут проехать к месту возгорания дома. Тут не нужно винить автовладельцев, что машинами заставлены дворы. Никто не мешал проектировщикам сделать шире дорогу или, как раньше, запланировать во дворе площадку для пожарной техники. Ну кому это выгодно – тратить без того дефицитные метры, за которые уже отданы откаты. Теперь даже детские площадки принято ставить не среди зелёных скверов, а на бетонных перекрытиях гаражей.
В своих рекламных историях многие строительные гиганты расписывают виды из окна, шаговую доступность социальных объектов и даже наличие кладовых помещений на каждом из этажей, но практически никогда не пишут о том, что рядом с высотным домом предусмотрена прилегающая территория для развёртывания противопожарного оборудования. У некоторых новостроек дворы такие, что даже батут растянуть негде, чтобы ловить из окон от огня прыгунов.
С появлением первой высотки культовой формы могендовида, воздвигнутой фирмой "Промстройсервис" на Полетаева, с которой собственно и началось строительство рязанских небоскрёбов, вроде бы проблему закрыли. Якобы была закуплена пожарная лестница с таким выносом, чтобы можно эвакуировать жильцов с верхних этажей. Мифический подъёмник вроде как существовал. Вокруг этой лестницы ходили разные легенды: от того, что она якобы не растаможена и может только детей удивлять на праздниках МЧС, и до того, что её куда-то продали. Ну что же. Дай Бог, чтобы эту лестницу никто никогда не увидел в действии.
Сейчас в Рязани идёт массовое строительство небоскрёбов. Кто только монолит не льёт. Каждый застройщик считает своим доходным делом взгромоздить что-нибудь высокое. Какие лозунги! Какая реклама! Некоторые для радиороликов не жалеют даже собственных голосовых связок! У одного из въездов в город надули целый "Парус". Теперь все путают Рязань с Дубаем. Пляжей, конечно, рядом нет, зато у рязанского аналога фасад красивый и блестящие окна.
Называется панорамное остекление.
Удовольствие популярное, которое позволяет значительно ускорять сроки и удешевлять стоимость строительства. Здесь существуют свои требования, которые мало кто внятно знает, а ещё меньше тех, кто чётко соблюдает, и почти не осталось никого, кто за этим следит.
Согласно существующим нормам и правилам, на панорамных окнах должно быть железное ограждение на высоте от 1 метра от пола в зависимости от этажности. По всей видимости, в представлении почти всех застройщиков такую защиту заменяет поставленная у панорамного окна отопительная батарея или пластина по горизонтали общего каркаса оконного профиля. Если рама сделана из поливинилхлорида, то внутри должна проходить металлическая вставка. Теперь прокурору Рязанской области Олегу Чернышу и заместителю прокурора Рязанской области Алексею Дикареву после официального запроса будет чем себя занять, кроме уголовного дела в отношении нашей редакции. У "Северной компании" много домов с панорамными видами. Не дай Бог выяснится, что оконные рамы там окажутся такие же хрупкие, как психика Михаила Михайлова.
В Рязани на фасадах высотных домов, как правило, стоят не железные ограждения, а только чиновники у крупных строительных компаний в очереди за бесплатными путёвками на курорты азиатских стран юго-восточного бассейна.
Кроме того, хотя бы низ панорамного окна должен иметь огнеупорное стекло. Иначе огонь с нижних этажей может перекинуться по наружной стене в квартиру. Огнеупорные стёкла стоят очень дорого, а значит, не только бывший архитектор города Наталья Харибутова бесплатно могла слетать в Таиланд.
Кирпичные простенки на балконы и лоджии должны быть не менее 1,2 метра длиной, чтобы в случае пожара в квартире жильцы могли за ними укрыться от открытого вырывающегося наружу пламени.
Наша редакция предлагает Олегу Чернышу и Алексею Дикареву распределить роли и также сделать соответствующие замеры в строящемся доме №20 фирмы "Прага" на улице Мервинской. Остальным ответственным лицам заранее стоит задуматься об эвакуации людей во время пожара и о том, как пожарные машины будут подъезжать к муравейнику, облепленному тройным кольцом припаркованных автомобилей.
Возможно, в будущем это спасёт не одну жизнь, поскольку в нашей стране хромыми оказываются не только лошади. У частного проектного института, который всё это рисовал, в постоянных заказчиках также "Северная компания" и "Единство".
Вот сейчас хотят сломать один из торговых домов "Барс" на выезде в сторону Солотчи и построить высотные дома. Идут споры о развязках, детских садах, высотности и тому подобных важных вещах. Только снова никто не обратил внимание на то, как будут люди эвакуированы в случае пожара с верхних этажей.
Зато технический отдел наших доблестных пожарных важно надувает щёки на парадах своей техники.
Может, застройщики тихо решают эти вопросы путём откатов квартирами и помещениями? Почему в подвалах этих домов не запроектированы пожарные резервные ёмкости? Почему во дворах этих муравейников нет пожарных гидрантов? Где всё это? Как пожарные думают спасать людей в случае возгорания на этих башнях? Чем? Ловить сачком прыгающих от ужаса людей?
Или, может быть, на крыше запланированы вертолётные площадки? Хотя даже и пусть будут запланированы – вертолётов-то всё равно нет. Зато есть пожарные квадроциклы. Какая разница, на закупках чего откат получать? Хорошо, что хоть не додумались пожарные велосипеды купить. На трёх колёсах.
Ну конечно, зачем в подвале ставить ёмкости и насосы, – лучше там сделать салон красоты или магазин по продаже бытовой химии, чтобы лучше горело.
В общем, всем надо работать в интересах Рязани, а не ради того, чтобы в Таиланде оставить своё семя в местных полудемонах-трансвеститах.