Самым обсуждаемым событием рязанской криминальной хроники последнего периода стало дело «Детского питания». Началась история довольно давно, но уголовное дело стартовало в прошлом августе. Тогда поставщик куриного мяса из Ростова столкнулся с вынужденной необходимостью дать взятку директору муниципального предприятия «Детское питание» Александру Дворецкому. Попробовав обойти сложившуюся традицию вознаграждения за возможность нормально работать через нескольких своих земляков, работающих в Рязани, коммерсант претерпел неудачу.
Александр Дворецкий входит в окружение первого заместителя главы города и председателя фракции «Единая Россия» в Рязанской городской Думе Александра Чайки. Не секрет, что у данного политического объединения преобладающее большинство голосов. То есть эти люди могут и принимают любые решения без оглядки на остальных депутатов, а значит, имеют полную власть над любыми городскими структурами. Сам Александр Чайка является одним из приближённых к лидеру рязанских «единороссов» Аркадию Фомину. В общем, на глазах растёт и твердеет крепкая мужская дружба. Так что конфликтовать с Александром Чайкой никто из чиновников не рискнёт, даже ради земляка.
Поставщик кур на тот момент ещё не растерял свой оптимизм и был уверен в том, что его продукция лучше по качеству и ниже по стоимости той, что закупалась для питания рязанских детей. Коммерсант просто не понимал, почему нужно платить взятку за то, чтобы школьники и дошкольники питались качественной пищей. К тому же эта коррупционная составляющая в итоге вошла бы в состав цены продукции и увеличила стоимость.
Корни землячества заложены глубоко в подсознании российского человека, поэтому вскоре по теории шести рукопожатий ростовский производитель через земляков в Рязани вышел на бывшего первого заместителя ростовского УФСБ, который в 2017 году возглавил рязанское управление федеральной службы безопасности, Сергея Ерофеева. О чём именно шёл разговор – неизвестно, однако, похоже, что на встречу с директором «Детского питания» поставщик отправился с уже помеченными специальным химсоставом купюрами. Деньги были переданы, и оперативники взяли Александра Дворецкого в разработку под плотное сопровождение. С августа по октябрь пытались отследить, кому именно тот отнесёт полученные средства, чтобы выявить лицо, принимающее решение. Однако Александр Дворецкий никому ничего, по крайней мере открыто, отдавать не стал – было похоже, что часть денег отложил в своём гараже как заначку от жены, а остальными пользовалась супруга в личных интересах.
В октябре у поставщика потребовали ещё одно вознаграждение за возможность работать. Дальше ждать и наблюдать, как очередные помеченные средства уходят на семейный шопинг, оперативники не стали и при передаче задокументировали получение денег Александром Дворецким.
Во время допросов в СИЗО директор «Детского питания» показал, что из полученных в первый раз 420 тысяч рублей себе оставил только 70 тысяч, а 350 тысяч отдал советнику мэра Александру Зайкину. К слову, последний тоже родом из Ростова и, видимо, как раз и был одним из тех, кто ранее расписался в своём бессилии помочь поставщику решить вопрос без взятки.
Александра Зайкина задержали и провели обыски, но не обнаружили ни денег, ни каких-то весомых следов их наличия. Частички химиката были выявлены только на панели автомобиля, но не совсем понятно, что за это реактив. Либо кто-то кидал ему пачки денег прямо туда, либо хватался грязными руками, либо причины какие-то другие. С августа по октябрь прошло достаточно времени, и версий может быть несколько.
Вообще, всё описанное очень смахивает на фальсификацию вещественных доказательств, но никто даже не планирует обвинять в этом сына Александра Дворецкого, являющегося на тот момент оперативным сотрудником УВД по Рязанской области.
Странные попытки выставить в качестве своего соучастника ростовчанина с самого начала показались экспертам подозрительными. Создалось впечатление, что таким образом кто-то предпринял попытки найти пути спасения Александра Зайкина, чтобы попутно наказания мог избежать и сам Александр Дворецкий. Однако никто вмешиваться в ситуацию не стал. Более того, во избежание подозрений в предвзятости и вмешательства со стороны местных влиятельных чиновников дело было передано в Москву.
И тут арестовывают руководителя аппарата администрации Рязани Сергея Пашкевича, который, кстати, тоже родом из Ростова. И вновь по показаниям Александра Дворецкого, вдруг вспомнившего новые обстоятельства только через полгода. Задержание прошло под подозрением в организации получения взятки директором МП «Детское питание». При чём тут руководитель аппарата, далёкий от поставок продуктов питания в школы и детские сады, сказать никто не берётся. Как Сергей Пашкевич мог быть связан с Александром Дворецким? Непонятно.
Ранее сведущие лица обсуждали рассмотрение Сергея Пашкевича в качестве одного из кандидатов на должность главы администрации города. Теперь же по понятным причинам чиновник выпадает из этой гонки. Пока следствие во всём разберётся, конкурс уже пройдёт.
Проходит неделя после ареста Сергея Пашкевича, как вслед за ним в СИЗО Лефортово отправляется до недавнего времени советник министра экономического развития России Павел Пущин, в прошлом – сотрудник представительства Рязанской области в Москве. Причём, по странному стечению обстоятельств, тоже некогда перспективный кандидат на должность главы администрации Рязани.
Вот тут уже вырисовывается интересная картина.
Александра Чайку давно и планомерно двигали к должности главы администрации Рязани, но также рассматривались и другие, более перспективные кандидатуры. И тут внезапно при получении взятки задерживают человека, находившегося у него под крылом. С одной стороны получается экономический крах, лишающий отлаженных потоков. С другой стороны – изощрённый интриган Аркадий Фомин, который ведёт свою игру и прекрасно знает от отца, что любой кризис – это не только потери, но ещё и возможности. Как говорил Дейл Карнеги, если судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад. И в данном случае арест Александра Дворецкого можно использовать в свою пользу. Достаточно порекомендовать задержанному давать показания на всех, кто мешает Александру Чайке в получении желаемой должности.
И пусть со временем следствие разберётся в том, что все эти показания и обвинения были беспочвенными. Арестованных выпустят на свободу, а уголовные дела закроют за отсутствием состава преступления.
Александру Дворецкому такой поворот особо ничем грозить не будет. Бывший директор «Детского питания» – ветеран боевых действий, имеющий проблемы со здоровьем. Лояльный врач выпишет справку о том, что ошибочные показания были даны в периоды токсикоза и временного помутнения рассудка – типа он не отдавал себе отчёта в происходящем. То есть уголовного преследования за ложный донос легко можно будет избежать.
При развитии данной версии становится ожидаемо, что каждую неделю от Александра Дворецкого следствие станет получать новые показания на очередных людей, препятствующих избранию Александра Чайки главой администрации Рязани или в чём-то мешающих Аркадию Фомину в его деятельности. Это, как минимум, занимающий должность главы администрации в настоящий момент Сергей Карабасов, возможно – вице-губернатор Игорь Греков и даже губернатор Николай Любимов. Не исключено, что и Виталий Артёмов, рассматривающий ранее привычное для себя кресло мэра как трамплин для дальнейшего прыжка, тоже окажется замешан в курином скандале. Да и любой другой кандидат, собирающийся выдвигать свою кандидатуру на конкурс, автоматически попадает в зону риска. Если же Аркадий Фомин нацелился на место в Совете Федерации, то самое время собирать вещи сегодняшнему сенатору Игорю Морозову. По показаниям арестованного может оказаться, что те самые куры выращивались на усадьбе последнего в Спасском районе. Возможно, придётся понервничать и второму сенатору Олегу Ковалёву, который получал образование в Ростовском инженерно-строительном институте.
И пока не пересажали всю верхушку рязанской власти, следствию, вероятно, не мешало бы более критично подойти к показаниям Александра Дворецкого, учитывая состояние здоровья которого, похоже, не мешало бы прибегнуть к дополнительным методам верификации показаний.
Начиная от классического полиграфа и заканчивая опросом под гипнозом.