В начале 90-х годов в селе Задубровье Шиловского района для заводских рабочих построили два трёхэтажных панельных дома. Предприятие «Скимк», что расшифровывается как сухой крахмал и молочная кислота, профинансировало возведение зданий для своих сотрудников. Однако то ли денег выделили мало, то ли строители халатно отнеслись к факту, что в домах будут жить люди, а может, и всё вместе привело к тому, что практически все пункты проектной документации оказались нарушены. Проблемы начались практически сразу и длятся до сих пор. В итоге к 2019 году торцевая стена в доме №1 по улице Центральной почти отошла от других несущих конструкций. Из-за протекающей крыши и образовавшейся щели в некоторых квартирах появляется влага и, как следствие, плесень. Несмотря на то, что дом давно пора расселять из-за угрозы обрушения стены, там не проводят даже капремонт. Строительные мероприятия запланированы только 2032-2034 годы. Тогда можно будет сразу возвести новую стену взамен старой или, если жильцов к тому времени не останется, деньги можно вообще не тратить.
Самое интересное, что плата за капремонт взимается. В администрации Шиловского района не увидели суть направленной жалобы о печальном состоянии дома. При этом здание не стоит на балансе ни у сельского поселения, ни у районной администрации, ни у управляющей компании. Последней, к слову, вообще нет. Чиновники отвечают жильцам, что у них выбрано самоуправление домом, однако никаких подобных голосований не проводилось. Просто строение в таком плачевном состоянии ни одна управляющая компания под свою опеку брать не хочет – слишком много проблем. Щели между стенами. Потолки текут ещё с момента сдачи. Ремонтники, которых периодически вызывают жильцы за свой счёт, удивляются, как стена до сих пор не вывалилась.
Первое десятилетие своего существования панельные дома принадлежали заводу «Скимк», так как и были построены специально для рабочих. Однако в 2003 году предприятие от малоэтажек отказалось. Дома отключили от тепла, которое поставлял завод. Силами и средствами жильцов была отстроена мини-котельная. Собирали по 16 тысяч рублей с квартиры. Несмотря на собственную котельную, в домах №1 и №2 в общей сложности пять семей провели индивидуальное отопление с нарушением норм. И если эти проекты согласовали чиновники, то тогда возникают большие вопросы и не меньшие проблемы. Видимо, мало было для примера случаев со взрывами газа в жилых домах.
Ещё одной головной болью является пустующая в данный момент квартира №27 на последнем, третьем, этаже панельного дома №1. С 10 марта 2009 года эта жилплощадь находится на балансе администрации Задубровского сельского поселения Шиловского района. Чиновники обязаны поддерживать помещение в надлежащем состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей. Однако этого не происходит, что даже было установлено прокуратурой района в июне 2018 года. Администрация заявила, что не в праве распоряжаться квартирой. Прокуратура утверждает обратное. Проверка показала, что меры по содержанию помещения в надлежащем состоянии не принимаются, а также имеет место бесхозяйственное обращение с жилплощадью: отключение от центрального водоснабжения, многочисленные трещины в стенах. И страдают от этого, прежде всего, соседи. Тогда в адрес местной администрации прокуратура внесла представление. Прошёл почти год. Бумага до сих пор находится на рассмотрении. Квартиру №27 отключили от коммуникаций за долги. Есть, правда, квартиросъёмщики, но они не несут ответственности за жильё. В итоге за заброшенную жилплощадь расплачивается владелец квартиры этажом ниже, которую осенью заливают дожди, весной – талая вода, а зимой температура помещения доходила всего лишь до отметки +14 вплоть до прошлого года, пока в квартиру №27 не провели отопление, что стало возможным только благодаря Сергею Стерликову. В 2013 году собственница взяла кредит на ремонт. Долг выплачивает до сих пор с пенсии, а тем временем уже пора делать новый. Обои отошли, на стенах регулярно появляется плесень, по окнам в квартиру течёт вода после осадков.
Когда Николай Любимов ещё числился исполняющим обязанности губернатора Рязанской области, женщина попыталась попасть к главе региона на приём. Однако по телефону записывать отказались, тем самым, получается, подтвердив, что пенсионеры в нашей области по-прежнему остаются один на один со своими проблемами. Современным технологиям ещё долго не победить очереди. Похоже, считается нормальным, когда человек в возрасте должен ехать сначала записываться на приём, а потом на саму встречу. Похоже, рассчитывают, что во второй раз мало кто доедет. Таким образом очень легко отсеять большинство желающих пообещаться с первым лицом области. Хотя обсудить есть что. И это не только разваливающиеся дома, забытые чиновниками одинокие пенсионеры, текущая канализация, которую даже никто толком не огородил. Это ещё и отсутствие уличного освещения, чищеных дорог и дорог в принципе. Густые заросли травы и завалы мусора.
Отец председателя Рязанской областной Думы Аркадия Фомина Василий Фомин, ещё недавно занимавший должность главы Шиловского района, проблемами Задубровья не проникся. На приёме местная жительница в ответ на просьбу поставить освещение услышала совет купить фонарик. Ещё бы вместо асфальта предложили доски положить или вообще не выходить из дома в плохую погоду, то есть большую часть времени.
Тот самый завод «Скимк», для рабочих которого и возвели хрупкие дома, уже много лет не функционирует. Оборудование разворовано. Предприятие открыто лишь формально. Однако ради именно этого завода, выпускающего пищевую продукцию, в 1998 году Задубровье вычеркнули из списка чернобыльских зон, несмотря на то, что все соседние поселения там до сих пор числятся. По официальной версии, это произошло потому, что изменилась радиационная обстановка. На самом деле предприятие такой направленности по нормам не могло работать в чернобыльской зоне.
Владелец завода – Эйлер Гаджиев, чья семья, по некоторым данным, может быть прописана в ближнем селе, имеющим название такое же, как родина известного русского поэта, Константиново. Естественно, за последний адрес начисляются чернобыльские выплаты. Если прокуратура возьмётся за расследование, то сможет вернуть в бюджет хорошую сумму, может, даже больше, чем через депутата Елену Филатову.
Также в Задубровье некоторое время назад образовался фанерный завод, открытый прибывшими на заработки поляками. Иностранцы взяли в аренду здание местного детского сада, а само учреждение было перенесено на базу школы. Удобно расположившиеся мигранты рубили лес и в последующем делали фанеру. Куда шли деньги с аренды лесных угодий и самого детского сада – неизвестно. Тем не менее, после истории с санкциями, большинство польских гостей уехали из Задубровья и, скорее всего, из России в принципе.
Хотя, получается, что именно русские здесь никому не нужны.