Превышение полномочий полицейскими – тема, которая строго регулируется действующими законами и служебными инструкциями. Казалось бы. Факты же говорят об обратном. Часто полицейским нужна не правда, а поставленная в деле точка. Фальсифицированные улики на месте преступления – дело привычное, а признание можно выбить у кого угодно – арсенал способов давно известен и зависит только от уровня садистских наклонностей.
Скопинские полицейские прославились своими методами ещё в 2011 году. Тогда в результате оперативных мероприятий по подозрению в серии убийств и разбоев взяли под стражу сотрудника МЧС Сергея Филачёва, водителя маршрутного такси Олега Полина и ранее судимого жителя Касимова Эдуарда Шевцова. Дело вышло громким, а СМИ публиковали дикие подробности. Только не убийств, а пыток, с помощью которых у подозреваемых выбили признания в совершении преступлений. Были наручники, пакеты на голову, избиения, электрошок. Не обошлось и от подброшенных улик: запонки убитого в шкафу, купленном родителями обвиняемого уже после того, как тот оправился в СИЗО; оставленные на месте преступления окурки.
Последнее – вообще классика жанра. Однако, когда дело было передано в Рязань, оказалось, что все признательные показания шли вразрез с объективными фактами, а буквально по каждому преступному эпизоду в деле было много нестыковок. В результате все трое подозреваемых провели в СИЗО 11 месяцев, после чего вышли на свободу.
С тех пор прошло восемь лет.
Александр Окишев не знал, что курить при полицейских нельзя. Минздрав не предупреждал, что можно сесть в тюрьму.
Житель Скопина Сергей Беликов пропал в ночь с 26 на 27 апреля. Несколько дней родственники не сильно переживали и искали мужчину по знакомым. Сергей Беликов имел обыкновение пропадать на несколько дней. В полицию обратились 29 апреля. Труп, присыпанный землёй, родственники нашли 22 мая. Причину смерти не установили. Однако на трупе обнаружили телесные повреждения в виде ушибов головы и сломанных рёбер.
Всех четверых участников поисков доставили в Скопинский отдел полиции. Вскоре троих отпустили, одного – двоюродного брата погибшего оставили. Ночь молодой человек, проходящий по делу свидетелем, провёл пристёгнутым наручниками к лавочке. Приехавший утром полиграфолог из УМВД отказался проводить исследование, так как человек двое суток не спал.
Сергея Беликова похоронили 25 мая.
Сестру погибшего Ольгу Окишеву с мужем Александром Окишевым доставили в Скопинский отдел полиции 26 мая. Традиция с наручниками не была нарушена. Во время допроса женщину также пристегнули. На голове Ольги Окишевой оказался пакет. Видимо, так убедительнее. Отпустили Ольгу Окишеву только в 10 часов вечера, так и не получив признания в убийстве. Возможно, не сильно старались.
Александра Окишева оставили в отделе с ночёвкой как главного подозреваемого в убийстве. Мужчина также утверждает, что признательные показания выбивали, применяя пытки.
Несмотря на написанные даже свидетелями заявления, сотрудники ОСБ не спешат проводить соответствующие проверки.
К обеду подозреваемый подписал явку с повинной. Хорошо, что вскоре взятый адвокат успел вовремя вмешаться. Александр Окишев как от явки с повинной, так и от дачи показаний отказался, заявив о своей невиновности.
Милославский районный суд арестовал подозреваемого 29 мая.
Доказательств виновности Александра Окишева, как считает защита, в настоящее время не существует. Единственной зацепкой в деле могут стать два окурка от сигарет Rothmans, якобы найденных на месте происшествия. Из всех, проходящих по делу, такую марку курил только Александр Окишев. Вредная привычка подвела. Курильщики не могут не курить, особенно, когда нервничают. Писать явку с повинной, особенно если никого не убивал, – тот ещё стресс. Александр Окишев курил, когда находился в отделе. Таким образом окурки из кабинета вполне могли попасть в вещдоки с места преступления и протокол осмотра. Только вот без участия Александра Окишева.
Экспертизы делаются довольно долго. Результатов анализов обнаруженных в машине и на окурках ДНК ждать месяц-два. Александр Окишев ждёт в СИЗО. Прижечь бычками обвинение в убийстве, конечно, сложно, но пока получается.
Сергею Филачёву, Олегу Полину и Эдуарду Шевцову в своё время, можно сказать, повезло. Спустя почти год, но дело всё-таки развалилось.
По обоим делам оперативно-розыскную деятельность осуществлял, в том числе, сотрудник УРЧ по Рязанской области Дмитрий Панин. Возможно, просто совпадение.
Возможно, нет.