Абсолютно непонятная и запутанная история с константиновской землёй никак не закончится. То строить можно, то нельзя. Или нельзя, но если очень хочется – то можно. Непонятно как начерченные границы охранной зоны затронули солидный пласт людей – предпринимателей, инвесторов, местных жителей и фермеров и даже многодетные семьи. Последние вообще вместо участка под строительство дома по федеральной программе получили кусок бесполезной земли без коммуникаций. Осталось разве что высадить там берёзки, чтобы под ними грустить о человеческой корысти – всё, как в стихах у Сергея Есенина.
За все свои потраченные силы, нервы, деньги и судебные разбирательства каждый лично готов поймать всего одного зайца, а точнее Зайцева.
Денис Зайцев занял пост руководителя государственной инспекции по охране объектов культурного наследия несколько лет назад. Когда-то работал заместителем культуры и туризма. Теперь наследие сыпется и зарастает мхом. Культуру и туризм до сих пор не могут восстановить. Вся Рязань усыпана трухлявыми халупами. Торговый городок напоминает Чернобыль. Однако больше всего досталось Есенинской Руси. Константиново до сих пор живёт где-то в начале прошлого века.
Проект по созданию достопримечательного места разрабатывала ивановская фирма «Градостроительная мастерская». Накосячили нормально, и в результате получили иск. В январе 2019 года в Арбитражном суде Рязанской области все акты государственной историко-культурной экспертизы, которые легли в основу утверждения градостроительных регламентов и режимов использования земель в границах достопримечательного места, могли признать фальсифицированными. Срочно пришлось решать вопрос. Усилиями Дениса Зайцева в его же интересах регион отказался от исковых требований. Как итог – начальник инспекции до сих пор сидит в своём тёплом кресле, а не где-нибудь в скопинской колонии.
Полученными ранее разрешениями на строительство остаётся только подтереться. Согласованные самим же Денисом Зайцевым проекты им же и отменялись. Через суды оспорить подобные непонятные решения практически невозможно. Представители инспекции с наставления начальства заседания не посещают. Если же решения выносятся в пользу истцов, то начинаются обвинения в сговоре судов и жителей.
Некоторые поверили хитрости Денисова Зайцева и в суд не пошли, а стали ждать утверждения градостроительных регламентов. Тем не менее после принятия документов всё равно ничего не поменялось. Также стабильно штампуются отказы на застройку.
Тем, кто успел начать возводить дома, тоже не повезло. Денисом Зайцевым беспощадно выносились предписания остановить строительство. Затем инспекция обращалась в судебные органы с требованиям снести жилые постройки, несмотря на все имеющиеся разрешения. Однако это касается не всех. Кому-то удаётся договориться с Денисом Зайцевым. Именно так вблизи музея Сергея Есенина выросли страшного и странного вида строения, которые никак не вписываются в стилистику музея и выглядят инородными предметами, помещёнными туда нечаянно. Чтобы не сосать лапу, необходимо дать на лапу. Всё потому, что совместно с фирмой «Проектреставрация» была разработана схема согласования строительства на заповедной территории. Официально – чтобы сохранить историческую уникальность места. Неофициально – чтобы и Денису Зайцеву что-то перепало. Средняя стоимость проекта составляет 400 тысяч рублей по одному жилому дому. Для большинства – сумма очень даже внушительная. Так Денис Зайцев, получается, смог отсеять нищих и стрясти деньги с богатых. На официальном сайте «Проектреставрации» сведения о подобных работах отсутствуют, но рекламные баннеры об услуге заполонили Рыбновский район.
Так получилось, потому что весной 2018 года Денис Зайцев при отсутствии полномочий по постановлению №62 поставил на кадастровый учёт зоны охраны, а внесение изменений в этот документ с координатами указанных территорий вышло лишь в феврале 2019 года. Таким образом, пересеклись охраняемый природный ландшафт и населённые пункты, застроенные на мемориальный период. Выгодное нарушение не устранено до сих пор, а все несогласные сотрудники инспекции уже вынужденно покинули свои должности. В итоге пять документов, регламентирующих охранные зоны, противоречат друг другу. И ни с рюмкой, ни с судом в этом вопросе не разобраться.
И что самое интересное, благодаря усилиям Дениса Зайцева, никакого сохранения самих объектов культурного наследия не ведётся. Всё только продолжает разрушаться. На протяжении долгих лет не строятся тротуары, гостиницы, рестораны, велодорожки и другие элементы инфраструктуры.
Вся инспекция содержится на деньги налогоплательщиков будто для того, чтобы не сохранять, а разрушать историческое наследие. Серьёзные вопросы областного масштаба так и остаются вопросами.
В июле 2020 года правительство Рязанской области утвердило границы Старой Рязани. Это, безусловно, хорошо. Плохо, что опять возникают противоречия. На утверждённые границы накладывается ещё зона охраны памятников истории и культуры. Это значит, что требования к одной и той же территории можно трактовать по-разному. Всё будет зависеть от того, каким документом руководствуется должностное лицо и каким документом удобнее в конкретный момент пользоваться Денису Зайцеву.
Тем временем город нуждается в инвесторах и развитии, но постепенно превращается в законсервированный музей под открытым небом. Со стороны инспекции по охране памятников внятных ответов по этому поводу пока не поступает.