В век постоянного развития технологий учёные неизменно изобретают что-то «умное». Умные телевизоры, часы, зубные щëтки, телефоны. Всё это не только поражает, но и действительно помогает. Теперь появились и умные электрические счётчики.С 1 января 2022 года все приборы учёта электроэнергии должны быть интеллектуальными.
Главный инженер Рязанской городской муниципальной энергосбытовой компании Илья Лихачëв рассказал о том, что это такое, как работает и зачем нужно.
– Что такое ИСУ и интеллектуальные счётчики?
– Внешне прибор похож на обычный счётчик.Интеллектуальность выдаёт небольшая антенна и встроенный дисплей, на котором можно увидеть гораздо больше параметров, чем на обычном. Умный прибор учёта измеряет энергию не только на приём, но и на отдачу. При этом считает энергию по часам, а данные хранит не менее 90 суток. Кроме того, интеллектуальная система учёта фиксирует моменты нарушения параметров качества электроэнергии с 10-минутным интервалом.
Одна из важнейших функций – встроенный коммутационный аппарат ограничения/отключения потребления при получении сигнала с сервера. Это могут быть плановые ограничения или за неуплату. Кроме того, интеллектуальный прибор учёта можно запрограммировать на отключение и при превышении заданных параметров в сети, потребляемой мощности или попытке несанкционированного доступа.
– Чем интеллектуальные приборы учёта облегчат жизнь потребителями, почему их рекомендуют устанавливать?
– Прежде всего, интеллектуальный прибор освобождает потребителя от необходимости снимать и передавать показания. Как Вы знаете, большинство разногласий в начислениях платы за электричество связаны именно с неправильной передачей показаний. Кто-то не поставил запятую, кто-то вместо одной цифры увидел другую, у кого-то зрение не очень хорошее. Такие случаи бывают довольно часто. Возможность автоматической передачи данных полностью исключает все ошибки, которые связаны с человеческим фактором.
– Получается, поставив умные счётчики, можно экономить?
– Конечно. Благодаря интеллектуальному учёту в многоквартирных домах резко снизятся общедомовые потери, что уменьшит плату жильцов и исключит затраты управляющих компаний на оплату сверхнормативных внутридомовых потерь.
Для управляющей компании наличие дистанционной передачи данных со всех приборов учёта тоже плюс. Не надо ежемесячно передавать показания с общедомовых приборов учёта.
Важная функция – это почасовой учёт. Можно выбрать один из трёх тарифов – одноставочный, двухзонный («день-ночь») и трёхзонный («пик-полупик-ночь»). Кроме того, по динамике почасового потребления интеллектуальная система сама покажет, какой из тарифов выгоднее, когда и насколько.
– Где потребитель сможет увидеть всю эту информацию?
– На сайте РГМЭК в личном кабинет во вкладке «счётчики» есть кнопка «Переход в интеллектуальную систему учёта». Данная кнопка будет активна для потребителя, после получения уведомления о присоединении его прибора к интеллектуальной системе учёта. Способ уведомления потребитель выбирает при вводе прибора учёта в эксплуатацию.
– Какие условия необходимы для замены электросчётчика на устройство нового поколения?
– Согласно действующему законодательству, основанием для бесплатной замены является истечение межповерочного интервала или срока эксплуатации, выход из строя либо отсутствие прибора учёта.
– В течении какого срока гарантирующий поставщик обязан заменить прибор учёта?
– Согласно действующему законодательству, гарантирующий поставщик обязан не позднее 6 месяцев с даты наступления вышеуказанных событий осуществить замену прибора учёта.
– Расскажите о самом процессе замены счётчика.
– За 30 дней до планируемой даты замены направляются письма потребителям о дате и времени. Также при наличии в базе РГМЭК телефонов потребителей присылают SMS или звонят на городской телефон. За 2 рабочих дня информируют повторно. Также на сайте РГМЭК еженедельно размещается график замены приборов учёта на следующую неделю. Если потребитель не может обеспечить доступ к прибору учёта, он может обратиться в нашу компанию любым доступным способом, согласовать иную дату и время проведения замены.
– За чей счет происходит замена прибора учёта?
– Замена прибора учёта происходит за счёт средств гарантирующего поставщика в многоквартирных домах или сетевой организации в частных домах и на нежилых объектах. Для потребителя она совершенно бесплатна.
– Как давно началась установка «умных» счетчиков и их подключение к ИСУ? Сколько уже установлено?
– Первые интеллектуальные приборы учёта РГМЭК начала устанавливать в июле 2021 года. В настоящий момент уже установлено и подключено порядка 28 тысяч приборов учёта, и эта цифра ежедневно растёт. Также хочу обратить внимание, что РГМЭК уже установил в 1306 многоквартирных домах интеллектуальные общедомовые приборы учёта и до конца этого года дооснастит ещё 313.