Регистрация Поиск

agregaty 1.2

  • Статьи
18+
09 февраля 2017

Интервью с председателем еврейской общины Рязани Людмилой Захаровой

Людмила Захарова еврейская община Рязани Тхия

Ещё Аркадий Звездин, известный больше под псевдонимом Северный, пел, что во всём виноваты жиды. Последнее время всё больше становится людей, совершенно в этом убеждённых. О знаменитом народе на протяжении целых веков ходит много толков и пересудов. Людмила Захарова, которая с 2001 года является директором региональной общественной организации «Еврейский общинный культурный центр Рязанской области «Хесед-Тшува», а с 2007 года также занимает пост председателя «Еврейской общины Рязани «Тхия», любезно согласилась ответить на все наши даже самые неприятные вопросы.

 

– В самом начале нулевых годов во время встречи на рязанском пивоваренном заводе главный редактор рязанского выпуска «Новой газеты» Алексей Фролов задал владельцу предприятия Алексею Кирилину вопрос о том, кто правит миром, и тот, не задумываясь, ответил – евреи. Я тогда не обратил на сказанное внимание, но слова запомнил. Ваше мнение: это действительно так или преувеличение?

– Я считаю, что это некая фобия, которая разжигалась тысячелетиями. Евреи миром не правят и никогда не правили. По моему мнению, миром правят деньги во всех аспектах.

 

– Насколько у евреев важна принадлежность к коленам? Это сейчас отслеживается в семьях или уже нет? И как всё-таки определяется национальная принадлежность у евреев: по матери или это важно, только если человек собирается двигаться дальше по религиозной линии?

– Есть евреи религиозные, как мы говорим, соблюдающие, есть светские и определяющиеся по месту проживания. И это никакого отношения к еврейским коленам не имеет. Есть для некоторых колен некие религиозные законы, идущие из Торы: для коэнов и левитов, которые должны были быть первосвященниками и исполнять другие важные миссии. Кто эти законы из коэнов и левитов исполняет, я Вам не могу сказать, потому что уже всё перемешалось. Это касается внутреннего убеждения человека, который соблюдает или не соблюдает. Опять же, я не раввин. А так как я не отношусь к колену коэнов и левитов, и не могу исполнять возложенную на них духовную миссию при всём своём желании ещё и потому, что я – женщина, а духовные обязанности были возложены на мужчин этих колен, то мне не очень важно это знать. Моя задача в том, чтобы евреи, относящиеся к любым коленам Израиля, просто знали об иудаизме, судьбе и истории своего народа.

Теперь, что касается еврейства по матери... Еврей по Галахе (еврейскому закону) действительно должен быть евреем по матери. Тогда мужчина может молиться в миньяне, участвовать в похоронах, читать кадиш (поминальную молитву) и делать многое, что относится чисто к религиозной деятельности. Например, у меня муж русский, но мои дети считаются евреями по матери, и, соответственно, у них была хупа (еврейский религиозный обряд бракосочетания).

 

– Гражданство в Израиле могут просить только евреи по матери?

– Гражданство могут просить все, плоть до тех, у кого дедушка был евреем. Есть в Израиле так называемый «Закон о возвращении». Чтобы было понятно молодёжи, это было сделано специально, чтобы подобно тем, кто по законам фашистской Германии подлежал уничтожению, даже если только дедушка и бабушка были евреями, могли получить защиту от еврейского государства в виде гражданства. А Галаха определяет исключительно религиозный аспект. Если у тебя папа еврей, то ты не можешь молиться в миньяне, вернее ты не будешь считаться в эти 10 человек (миньян – это 10 мужчин евреев. В Иудаизме есть молитвы, которые можно произносить только в миньяне, например, поминальные). Но из синагоги, понятное дело, не выгоняют. Если ты еврей не по Галахе, у тебя не может быть ортодоксальной еврейской свадьбы, не будет женить опять же ортодоксальный раввин. Но евреи – народ сообразительный и творческий. Есть такое направление иудаизма, особенно развитое в Америке, – реформистский иудаизм, и не считающийся евреем по Галахе берёт свою невесту и идёт в реформистскую синагогу, где ему делают реформистскую хупу.

 

–Приходилось часто слышать, что у евреев существуют свои элитные группировки и, скажем так, более низшие по крови сословия. Это так?

– Такого нет. У меня и отец, и мать, и все мои предки были евреями. История моих предков идёт из Испании, и дедушка в Бердичеве был шойхет – резник, то есть резал кур и другую птицу специальным способом, чтобы мясо птицы было кошерным (для того, чтобы можно было есть согласно еврейским обычаям). Но это не значит, что я или кто-то ещё выше или важнее кого-то. Евреи все равны, нет у нас более или менее «голубой» крови. Это опять же миф из средних веков.

 

– Людмила Ароновна, скажите ещё пожалуйста, деление на ашкеназов и сефардов имеет место? И кого в Рязани больше?

–Ашкеназы – это выходцы с восточной Европы, Польши… Основная масса в Рязани – это ашкеназы. Как правило, у них светлая кожа и светлые глаза, хотя и это не факт, так всё перемешалось. Мои родители родились на Украине, их бабушка с дедушкой родились в Германии и в Польше (в той части, что вошла когда-то в Российскую империю). Далёкие предки пришли из Испании через Восточную Европу.  Кто сейчас сефард или ашкеназ – редко кто чётко скажет.

 

–То есть, когда колена расселялись, все в итоге перемешались?

– Колена разделялись только в древнем Израиле. После вавилонского изгнания никто уже никаких колен не вспоминал... Дальше евреи расселились, часть колен до сих пор считается утерянными.Часть евреев осталась в Испании и на ближнем Востоке. У одних был один еврейский язык – ладино, у других другой еврейский язык – идиш. У них несколько отличаются молитвенники и окончания слов, но и те, и другие могут молиться в одной синагоге по одному и тому же нусаху (молитвенному канону).

 

– Может быть, это прозвучит как несколько провокационный вопрос, но мне это правда не даёт покоя. После окончания войны старая национальная мечта евреев наконец сбылась – появилось собственное государство Израиль. Почему евреи не едут туда?

– Ну, во-первых, ещё как едут. У меня здесь осталась только моя племянница, все остальные живут в Израиле, в том числе трое моих детей и девять внуков. И у очень многих так.

Еврейский народ такой же, как и любой другой. Представьте, если бы русским сказали: куда хотите, туда езжайте. Кто-то бы уехал, кто-то нет, кто-то бы вернулся потом. Или, например, немецкие евреи очень любили Германию и перед ВОВ тоже, чаще даже больше немцев. Многие героически воевали за Германию в Первую мировую войну. Если бы они уехали, пока ещё было можно, то, может, меньше погибло бы в Холокост.

А российские евреи очень любят Россию. Нас везде называют русскими, потому что мы отличаемся, неважно, ашкеназы или сефарды, у нас душа что ли шире, добрее. Нас выделяют всегда и по одежде, и по поведению.

 

– Ассимиляция?

– Я не сторонница называть это ассимиляцией, просто мы становимся ближе к той стране, в которой живём поколениями, к её душе, традициям и культуре. При этом мы очень любим Израиль, учим иврит. Я его учила как иностранный в 90-е годы. Здесь в Общине мы занимаемся изучением иудаизма в меру своих сил и способностей. Я училась на курсах по повышению квалификации в Иерусалимском университете по иудаизму и по ивриту, чтобы передать эти знания членам общины в Рязани ,потому что раньше мы слишком мало знали и о своей религии, и о своих культуре и истории. Дети, которые занимаются у нас в воскресной школе, учат истории еврейского народа своих родителей, потому что знают теперь больше, чем взрослые члены их семьи.

 

– Ещё хотел бы услышать Ваше мнение по поводу прихода мессии в еврейском понимании. Несколько раз разные общины объявляли приход машиаха. Например, если не ошибаюсь, того же Любавического ребе считали машиахом. Вы как считаете, машиах уже явился в этот мир?

– Приход мессии или машиаха, как мы говорим, не зависит от позиции главы общины. Я не раввин, не светило иудаизма, у меня просто есть своё личное мнение и понимание. Я считаю, что когда придёт машиах, мы о нём узнаем, потому что написано, что перекуют мечи на орала. То есть он придёт, и будет мир. Но где пока мир?

 

– Да, с Украиной и Сирией до мира пока далеко.

– И я поверю в приход машиаха, когда будет мир везде. Это нечто духовное. Я считаю, что он пока не пришёл.

 

– Ещё в советское время существовало мнение, что евреи работать не хотят и всегда занимают прохладные должности. Еврея, работающего сантехником или дворником, Вы когда-нибудь видели?

– Видела и сантехников, и дворников, и даже доярок в Чучковском районе, и работниц в Мурмине на ткацко-прядильной фабрике. Откуда вообще такое мнение взялось, сейчас поясню.

Исторически, когда евреи были в изгнании, то другие страны предпринимали ряд ограничительных мер в их отношении, чтобы евреи не составляли конкуренцию местному рынку труда, если говорить современным языком. Евреям разрешалось быть кожевенниками, ростовщиками, врачами, портными, потому что эти профессии считались низшим сортом. Ювелирное ремесло тогда тоже не было престижным, а значит, евреи могли этим заниматься. Где ограничили, там евреи и реализовывались. И дальше пошли династии. Поэтому эти профессии и стали еврейскими, передаваясь из поколения в поколение. Но опять же, когда разрешили большее – стали осваивать новое. Может, Вы знаете о еврейских колхозах в Крыму при советской власти в 20-е годы?

 

– Нет, никогда не слышал.

– Благотворительный фонд «Джойнт» завозил туда трактора, чтобы помочь освоить профессию земледельца евреям-переселенцам, как нам сейчас в порядке благотворительности выделяют для нуждающихся деньги на лекарства, продукты, памперсы и прочее. Евреи работают везде, где можно.

Кстати, в Израиле сантехники, дворники и другие рабочие специальности тоже евреями не игнорируются, как Вы понимаете.

Лично мне с детства всегда говорили: «Мила, ты должна учиться на 8, потому что ты – еврейка, тебе скажут, что ты такая-сякая, если ты будешь делать что-то хуже других», и так, я уверена, говорили еврейские мамы всем своим детям. Было некое психологическое ущемление по национальному признаку со стороны общества, и мы поэтому карабкались изо всех сил, учились и учились вместо того, чтобы гулять и играть сколько хочется. К тому же, евреи тысячелетиями изучали Тору. Изучение Торы и Талмуда требуют усидчивости, развития логики мышления, запоминания моря информации. И когда стало возможным изучать светские науки, то евреи пошли туда, к чему мозг более приспособлен: математика, физика, инженерные специальности, медицина и так далее.

 

– Был случай, когда Леонид Резников отпевал отца Александра Базияна и взял за это деньги. Церемония проходила тайно, потому что владелец нескольких бензозаправок почему-то очень стесняется своих еврейских корней. В Рязани есть, скажем так, специалисты, которые имеют моральное право проводить подобные ритуалы?

– Когда еврея хоронят, читается поминальная молитва обязательно в миньяне. Миньян – это 10 мужчин-евреев по Галахе, и они должны все вместе прочесть определённую молитву. То, что господин Резников прочитал Кадиш, он, конечно, молодец, и это лучше, чем ничего. Может быть, тогда у него не было возможности собрать 10 евреев, как положено.

Обычно за это передают деньги в общину, вернее кладут деньги в Цдаку (ящик для пожертвований). Когда у нас кто-то умирает, ко мне приходят и говорят, что надо Кадиш прочитать, они кладут деньги в специальный ящик для пожертвований – на благотворительность. В самой поминальной молитве в тексте говорится, что дают обет дать деньги на благотворительность. Сейчас в основном пожилые люди, которые этим занимались, болеют в силу возраста, поэтому мы посылаем данные в Москву в «Хевра Кадиша», где год, как положено по нашим обычаям, читают по умершим евреям поминальную молитву.

 

–Чем отличается жид от еврея? В плане, естественно, человеческих качеств. Или это просто имя нарицательное?

– Жидами называли евреев на Украине. Потом это стало именем нарицательным. Как и у всех народов, у евреев есть свои подлецы, есть свои праведники, мы – обычный народ. Тут чисто психологический аспект. Если человек отличается от тебя чем-то, ты его наделяешь всеми правдами и неправдами. Мой папа закончил еврейскую школу в Бердичеве, и, когда поступил в институт на стоматолога перед войной, он учил русский как иностранный, так как родным языком для него был идиш. И украинские, и русские ребята в Бердичеве тогда знали идиш, чтобы общаться с евреями. Никакого антисемитизма тогда там, как казалось, не было, пока не пришла война.

Об антисемитизме... Ещё Горький сказал: если украл еврей, будут кричать: «Бей жидов, спасай Россию!», если украл русский, будут кричать:«Держи вора!». Просто свой подлец понятней. Нельзя сказать, что сейчас к нам такое отношение, как 15 лет назад, когда мы не могли помещение для своей организации снять даже за деньги, скорей он есть только на бытовом уровне – бродит в головах людей в виде различных мифов. Считаю, что нужно гордиться своим народом, и не потому, что он какой-то там отличающийся от всех, а потому, что он твой, как твоя жизнь, твоя семья, твоя судьба. Я всегда говорю, что еврей не может быть русским, он может быть евреем, говорящим по-русски, даже говорящим без акцента, но он должен знать, что он – еврей, должен позиционировать себя так, и тогда его поймут окружающие. Ведь в противном случае люди думают, если человек прячет что-то за пазухой, то это обязательно камень, а вовсе не своё еврейство. Мое глубокое убеждение, что человек должен ощущать себя кем-то, принадлежать к какой-то группе, народу. Нельзя жить по-другому, иначе даже с деньгами, властью, работой, друзьями всё равно будешь чувствовать душевную пустоту.

 

– Есть информация, что евреи на Песах едят мацу, замешанную на крови крещёных детей.

– Мне директор одного еврейского центра рассказывал, как они несколько лет назад хотели снять детский лагерь перед Песахом. Смена еврейская, соответственно. Так им не сдали. Вышел хозяин лагеря и сказал: «Нет, мы не можем, а то вы тут будете есть мацу, на крови замешанную». Мы даже не поверили, что люди сейчас так действительно думают, эти кровавые наветы родом из времен инквизиции. Опять же, мифы в головах людей, хорошо, что не в нашем городе... В Рязани такого нет. На рязанщине народы дружат и уважают друг друга.

Может быть, мы – еврейские организации мало работаем, чтобы донести правдивую информацию до окружающих, и тогда им остаются фантазии и мифы?

 

– Вы принимаете участие в политической жизни региона?

– Считаю, что в России руководитель еврейской организации вообще не имеет права ни заниматься политикой, ни высказываться о политике, ни вообще что-либо делать для той или иной партии. Это моё твёрдое убеждение. Я с этим пришла 15 лет назад в руководители еврейской общины и с этим когда-нибудь умру. И переубедить меня невозможно, потому что если еврей что-то сделает хорошее или плохое, то уже будут ворчать, а если руководитель еврейской организации встанет на чью-то сторону или просто начнёт высказываться против кого-то, то уже будет виноват весь народ. У руководителя общины свои дела и чётко очерченные обязанности перед членами организации.

 

– Последний вопрос. Губернатор у нас еврей?

– Ковалёв? Нет. Меня об этом часто спрашивают. Почему-то часто еврейские корни стали искать и у других наших самых известных политиков, и даже руководителей страны. Я знаете, как отвечу и по губернатору, и по другим: не надо нам приписывать чужих, нам своих хватает.

МИХАИЛКОМАРОВ
Начинается работа скрипта Cron