– Фотофестиваль «9х12» проходит уже в шестой раз. Расскажите о том, что остаётся традиционным, и что нового ждёт нас в этом году.
– Традиционной и неизменной остаётся атмосфера фестиваля: зрители приходят в большой зал, рассаживаются в мягкие кресла и смотрят фотографии на большом экране. Тем самым они могут не утруждать себя переходом по длинным выставочным галереям. Достаточно просто расслабиться и наслаждаться фотоискусством. Неизменной остаётся возможность зрителей реагировать на понравившиеся им работы аплодисментами. Мы считаем это главной фишкой нашего фестиваля. Люди не аплодируют ни на выставках, ни сидя перед монитором компьютера, но у нас это стало традицией. Неизменными остаются номинации: «Фоторадость», «Фотопроблема», «Фотоистория», «Фотовыставка» и «Фотосимпатия».
Каждый год мы придумываем новые необычные конкурсы для зрителей. Например, на шестом фестивале это «Селфи с фото», «Домашний любимец», фото с буквой «N» и сочинение буриме. Творчески настроенные зрители могут проявить себя в этих конкурсах и таким образом почувствовать свою причастность к событию.
– Вы неоднократно подчёркиваете, что у «9х12» домашняя атмосфера. Это потому что вы создаёте его вместе с женой и другом1?
– Возможно. Но в подготовке задействована большая команда: я с женой, друг с женой, в составе оргкомитета много семейных людей. Да, может быть, поэтому такая атмосфера и создаётся, а может потому, что обычно фотографии приятно смотреть в домашней обстановке. Чаще всего, когда мы приходим в гости и ждём, пока заварится чай, мы рассматриваем фотоальбомы. Здесь то же самое. Люди приходят, пьют кофе в фойе, а затем проходят в зал смотреть такие же фотоальбомы, только на экране в 27 квадратных метров.
– Как появилась идея первого фотофестиваля?
– Задумка родилась 6 лет назад, в 2009 году. Тогда наступила пора стремительного развития цифровой фототехники, ушли в прошлое мыльницы и плёночные фотоаппараты, появились зеркалки, и многие стали фотографировать профессионально. Мы решили придумать некоторый формат, в котором фотографы могли бы проявить себя всецело. Мы собрали людей, которые активно занимались этим искусством, и предложили принять участие в пилотном проекте. Никто не знал, что из этого выйдет. Оглядываясь назад, мы с ужасом хватаемся за голову и не понимаем, как нам удалось всё сделать. Сейчас фестиваль встал на накатанные рельсы, появились традиции и преданные поклонники.
– Возникают ли у вас какие-нибудь серьёзные споры с Андреем Иванцовым о том, в каком виде фестиваль должен существовать?
– Конечно, возникают, ведь это творческий процесс. Мы стараемся прийти к общему решению, поддерживаем друг друга, правда, не всегда это получается. В спорах всегда рождается истина. Что-то интересное привносит Андрей, что-то я. Каждый год, после фестиваля мы садимся и расписываем все минусы и плюсы прошедшего мероприятия, какие идеи нашли отклик, а от каких стоит отказаться.
– Сейчас фотография крайне популярна. Много ли заявок было подано, и какая часть из них прошла?
– Было подано около 30 заявок. Из всего количества мы традиционно выбираем 9. Для нас это магическая цифра. Несколько лет подряд были попытки набрать большее количество участников. Так получается, что сами фотографы по разным причинам отказываются от участия. Таким образом, это стало ещё одной традицией фестиваля.
– Какие отношения складываются между участниками? Всё тоже по-домашнему?
– Хочется создать такую атмосферу дружбы, сотрудничества, взаимопомощи и поддержки. Поэтому мы не сообщаем приз, чтобы участники не стремились ломать друг другу камеры, объективы. Мы стараемся сделать так, чтобы фотографы общались между собой как можно больше и передавали свой опыт: кто-то только начинает, кто-то уже профессионал, а кто-то даже взял Гран-при фестиваля. Также проводится игра в боулинг между командами участников и оргкомитета. В первую очередь для нас важно общение между людьми, обмен знаниями, чтобы уровень мастерства фотографов возрастал многократно.
– Вы не раскрываете всех призов, но что традиционно должен получить победитель фестиваля?
– Мы вручаем победителю Золотой фотоаппарат. Каждый год изготавливается новая награда. Но мы дарим и другие призы победителям в номинациях, подарок от оргкомитета самым расторопным и собранным участникам. Все фотографы что-то получат за проделанную ими огромную работу. Мне сложно представить, каково это принять участие в нашем фестивале, не испугаться и сделать фотографии такими качественными и интересными.
– Чем, по вашему мнению, фотограф может зацепить зрителя и покорить жюри?
– Наверное, красивыми и неординарными работами. Встать в линеечку и сказать: «Чиз! Сейчас вылетит птичка», – могут все. Зритель идёт на наш фестиваль за необычными, яркими сюжетами, которые вызывают ощущение «я бы так не смог». Если такие ощущения возникают, то это ценно и замечательно.
– Работы каких фотографов больше всего запомнились вам за все года?
– Всегда запоминаются участники, которые диктуют моду на фестивале. Если говорить о первом, то это, несомненно, был Костя Сорока, который задал тон. Благодаря таким фотографам как он, мы поняли, что занимаемся правильным делом. Костя создал шедевральные фотоистории, которые хочется смотреть и пересматривать.
Следующие два фестиваля тон задавала Оля Киндинова. Идеи, которые она применяла, и те веяния, которые были привнесены ей, стали использоваться и другими участниками.
Что будет в этом году, – трудно судить. На мой взгляд, все участники достаточно сильны, и по тем работам, которые мы сейчас получили, хочется верить, что фестиваль станет гораздо интереснее.
1Исполнительный директор фестиваля Андрей Иванцов