В деревне Гуреево Клепиковского района есть один дом. Внешне – совершенно обычный, старенькие окна, деревянные наличники. Покосившееся крыльцо, на которое страшно наступать. Входную дверь подпирает железный брус. Единственное, что выглядит современным – триколор на углу дома. И речь про флаг, а не спутниковое ТВ, как могут некоторые подумать. Гости здесь бывают нечасто. На входе встречает дедушка, представляется Виктором Касаткиным – 75-летним аборигеном деревни Гуреево.
Этот дом никогда не пустовал. Изначально в помещениях была колбасная − примерно до 1929 года. Затем и сельский совет, и библиотека, и даже начальная школа. Когда учебное учреждение закрылось, администрация Оськинского поселения разрешила разместить здесь музей. При небольших сельских бюджетах это хорошая отдача. Жаль, что районной администрации, в отличие от местной, накакать на историю, но об этом позже.
Музей в Гуреево без преувеличения можно назвать народным. Виктору Касаткину уже много лет неравнодушные люди несут экспонаты. Открытки, монеты, старинные книги. Прялки, самовары, одежду, часть сохи. Есть детская железная коляска, которую кузнец вручную делал для своих детей.Та самая табличка, обозначающая станцию разъезд Гуреевский, открытую в 1924 году и закрытую в 2008-ом. И много-много предметов нашего общего прошлого. Здесь есть всё – история местности, история войны, крестьянский и советский быт. Некоторым экспонатам можно смело давать до 200 лет. Одно из последних приобретений – небольшая книжка в чёрном переплёте из разрушенной церкви во Владимирской области, язык – латынь. Однако изгнать чиновников из районной администрации с её помощью вряд ли получится.
Музей создан на безвозмездной основе. Любой желающий может приехать и попросить Виктора Касаткина провести экскурсию – денег за это не спросит. Внутри висят камеры, но не для охраны экспонатов. Здание во время выборов переквалифицируют в избирательный участок.
Около 10 лет назад Виктор Касаткин подарил музею Есенина в Константинове целый грузовик экспонатов. Приличное количество предметов уже развезли по области. На выставку в музей путешественников, клепиковский филиал музея Есенина, в клепиковскую школу и много куда ещё. Не всегда вещи возвращают в том же количестве, в котором взяли. Когда-то музей даже обокрали, когда тот располагался ещё в другом здании. Однако большая часть всё же осталась. Некоторые просят вещи для частной коллекции, но Виктор Касаткин даже на продажу не соглашается – всё ждёт, что клепиковская власть образумится и вместо старого импровизированного откроет настоящий музей в районном центре. Ждёт долго.
Около трёх лет назад к Виктору Касаткину приезжал министр культуры области Виталий Попов. Цель визита − создание краеведческого музея в Клепиках. Многочисленные обращения неравнодушных жителей всё же дошли до адресата, но не достучались ни до головы, ни тем более до сердца чиновника. Походил, покивал и уехал обратно в Рязань. Больше в Гуреево Виталия Попова не видели.
Те экспонаты, что находятся под присмотром Виктора Касаткина – не вся коллекция. Часть вещей пылится по домам и сараям людей, которые также ждут открытия официального музея, чтобы передать туда свои ценности не с точки зрения денег, а с точки зрения истории и значимости.
Милейшая женщина Тамара Артамонова, несмотря на возраст, до сих пор вынуждена работать в клепиковской школе. Там итоги 35-летнего труда, собранные в музей боевой славы. Целый зал посвящён Великой Отечественной войне и сражавшимся за Родину землякам. Большинство вещей и документов дарили сами ветераны или их родственники.
В прошлом сентябре музей боевой славы выиграл региональный грант. В зале поменяли окна, витрины, закупили оргтехнику. Это была единственная помощь за все 35 лет, и то полученная конкурсным путём. Никто не спросил, как и на какие средства живёт музей все эти годы. Тамара Артамонова устраивает встречи школьников с ветеранами. С теми, кто живёт в других регионах и даже странах, ведёт переписки. Несколько раз вывозила группы в Карелию на места боевой славы, где воевали и погибли рязанские бойцы, в том числе из Клепиков. Сама покупает бумагу и фотобумагу. Всё создавалось своими силами.За счёт личных средств изготавливали мемориальные доски.
За открытие краеведческого музея активно выступает председатель совета ветеранов подразделения особого риска, лётчик дальней авиации Анатолий Байрошевский. В 90 лет находит силы не только проводить лекции и вести клуб юных авиаторов, но и бороться с тёмными силами. Клепиковская администрация очень подходит под это описание. Война давно закончилась, а враги страны не просто остались, но и занимают ключевые государственные должности.
Александр Радул в ряду тех, кто всеми силами поддерживает идею создания исторического учреждения. Часть его коллекции топоров сейчас находится в музее деревянного зодчества в деревне Лункино. Однако это временная выставка. Дома на стендах расположена основная коллекция. И у каждого экспоната своё прошлое, своё назначение в зависимости от формы и места происхождения. Казалось бы, просто топоры, но оказывается, что и это целая история.
В музей деревянного зодчества, куда наш корреспондент приехала вместе с 81-летним Александром Радулом, пришла экскурсионная группа. Владелец экспонатов спонтанно провёл целую лекцию для гостей. По завершении показательными стали вопросы по теме и аплодисменты. От местного мэра Николая Крейтина такого не дождёшься.
Группа активистов, уже много лет выступающих за создание в Клепиках краеведческого музея, в основном относится к возрастной группе 75+. Сами уже музейные экспонаты. Главное опасение всех этих людей в том, что история может умереть вместе с её хранителями. И судя по обстоятельствам, это недалеко от истины.
В районном центре уже восемь лет разрушается заброшенное здание прежней школы. Чиновники называют объект аварийным, но подтверждающего эти слова документа так никто и не видел. Здание было возведеноза короткий срок в 1938 году методом народной стройки. Помогали даже дети. В годы войны там располагались отделения госпиталей. После землетрясения в Дагестане в 1970 году в здании обучались эвакуированные дети. Затем была открыта школа-интернат, после до 2012 года – обычная школа. Вполне подходит для нового музея и по своему местоположению и по своей истории. Шесть лет назад было собрано 200 подписей за то, чтобы дать старой школе новую жизнь. Документ направили в районную администрацию и Думу. Неоднократно отсылали письма в минкультуры и сразу губернатору. Первые считают, что музей не нужен, вторые, по ходу, даже не хотят связываться.
После войны старались сохранить и восстановить что было. Теперь же никому ничего не нужно. Можно считать, что это тоже война, где главное оружие – бездействие и равнодушие. Говорить о патриотизме можно бесконечно долго, но это будут просто ничего не значащие слова. Детям нужно показывать, что есть страна. Как можно любить то, чего не знаешь? Такими вопросами глава клепиковской администрации Николай Крейтин, видимо, никогда не задавался. Губернаторы прошлый и нынешний тоже. Пустым людям нет дела до истории.
Сейчас официальная позиция властей – денег нет, но вы держитесь. И эти люди держатся. Пока могут.
Николай Любимов активно постил фотографии из Эрмитажа после своей поездки в северную столицу, а лучше бы нашёл время и навестил старый домик в Гуреево. Картинка, конечно, получилась бы не такая красивая, но зато родная.
Просто у Николая Любимова другая родина.