Регистрация Поиск

medexpress 1.2 erid

  • Статьи
15 октября 2020

Незрячим людям нужна помощь, но чиновники оказались слепыми

Сегодня, 15 октября, отмечается Международный день Белой трости. Символ незрячего человека – это своеобразный знак беды, напоминающий обществу о том, что рядом есть люди с ограниченными возможностями и им нужна помощь.

Каждые пять секунд в мире слепнет один человек, каждую минуту – теряет зрение ребёнок. Сегодня в России, по приблизительным подсчётам, более 100 тысяч незрячих, однако большинство предпочитает игнорировать огромный и неоднозначный мир этих людей. К сожалению, должного внимания людям, вынужденным проводить жизнь в темноте, не оказывают, и, в первую очередь, государство. Особенно незрячие люди уязвимы и не приспособлены в регионах. 

В Рязанском местном отделении Всероссийского общества слепых на данный момент числится 780 человек. Сюда приходят люди, чтобы не чувствовать себя одинокими в своей беде. Ведь одна из основных проблем в мире слепых – это то, что инвалиды по зрению, по сути, заперты в четырёх стенах. Казалось бы, есть руки-ноги, такие люди могут говорить и слышать, только кругом барьеры для нормальной жизни, даже для банального похода в аптеку или магазин. Особенно непросто приходится тем, кто потерял зрение во взрослом возрасте. Жизнь, по сути, останавливается. Часто люди просто замыкаются в себе и не хотят жить.

Председатель Рязанской местной организации Всероссийского общества слепых Наталия Морозова рассказала нашей редакции о том, как живётся людям с ограничениями по зрению.

– Главное направление деятельности организации – реабилитация инвалидов по зрению. Любая – социокультурная, трудовая, психологическая, социально-бытовая. Вообще, процессом реабилитации занимаются реабилитационные центры. В Рязани такого центра нет, тем, кто хочет и готов, мы пишем направление, и они едут в реабилитационный центр в Волоколамске в Подмосковье. Там живут 2,5 месяца, учатся ориентироваться с тростью, учатся в бытовом плане – как почистить одежду, как приготовить еду, убрать дома и другим элементарным вещам, необходимым в повседневной жизни. После этого люди перезагружаются, так как общаются с такими же, как они и понимают, что у всех похожие проблемы и нужно как-то справляться и строить жизнь заново. Те, кто не едет в Волоколамск, как правило, очень долго переживают, и социализация проходит гораздо сложнее.

– Тем не менее, люди приходят к вам?

– Многие приходят в общество слепых просто для того, что получить тифлосредства. Трость, говорящий тонометр, тефлофлешплеер. То, что фонд соцстрахования бесплатно раздаёт по федеральному перечню. Мы помогаем консультациями, устраиваем всевозможные мероприятия, где люди могут почувствовать, что они не одиноки. Некоторые не готовы начать эту жизнь. Они будут сидеть дома, грызть себя и надеяться на чудо. Это, к сожалению, сплошь и рядом. Другие пытаются справиться со своей бедой и приходят сначала на мероприятия, потом сами начинают принимать участие.

– Что за мероприятия?

– Мы постоянно что-то организовываем. Проводятся интеллектуальные игры, форумы для молодёжи, есть аналог КВН, всевозможная самодеятельность – читают стихи, танцуют, поют. С 15 октября по 13 ноября у нас проводится месячник Белой трости. В это время проходят различные реабилитационные мероприятия. Незрячие и слабовидящие люди участвуют в соревновании по владению рельефно-точечным письмом по системе Брайля. Стараемся для членов нашего общества какие-то подарки организовывать. Так, на день пожилого человека дарили небольшие коробки конфет. Ветеранам дарим подарки на 9 мая. У нас на учёте дети, которые учатся в спецшколе № 26. Сейчас их 16. Ко Дню защиты детей, к 1 сентября организовывали подарки.

– На всё это нужны деньги…

– Всё это делается на средства благотворителей. Сейчас дела обстоят очень плохо. В этом году привлекли всего около 25 тысяч – это два мероприятия. Крупные предприятия, которые помогали из года в год, сами сейчас не в лучшем положении. Раньше, когда была возможность, покупали хорошие подарки: и наборы посуды, и постельное бельё, и пледы. Сейчас не можем себе такого позволить. Только какие-нибудь мелочи, вроде конфет. Ещё сотрудничаем с театрами и концертными залами, которые разрешают льготные посещения.

– Вот вы говорили про всевозможные техсредства, которыми обеспечивают незрячих. Сейчас слепым людям живётся легче, благодаря техническому прогрессу?

– Это как посмотреть. С одной стороны – да. Сейчас в обычный смартфон можно загрузить программы, которые позволяют ориентироваться, считывают денежные знаки, распознают цвета и в целом облегчают жизнь. С другой стороны – раньше была общность. В Рязани было крупное предприятие, на котором работало огромное количество людей, объединённых одной проблемой. Помимо работы, были кружки и досуговая деятельность, ездили отдыхать, творчеством занимались. На всё это выделяло деньги государство. Они были более защищены и легче переносили свою проблему.

– Куда делись предприятие и государство?

– Государство выделяет какие-то деньги  областной организации, филиалам  достаётся по 10-15 тысяч в год для проведения крупных мероприятий. Предприятие сейчас называется Промпласткомплект. Выпускает мётла и щётки  для уборочных машин. Естественно, нужно организовать рабочее место, создать условия. В результате продукция получается гораздо дороже, чем альтернативная на рынке. Конечно, спросом такая продукция не пользуется. Та же китайская стоит в разы дешевле. Госзакупок нет, и на рынке труда очень сложно.

– То есть плохо не только с финансированием, но и с рабочими местами?

– Некоторые члены нашей организации работают массажистами. Если неполая потеря зрения, можно найти работу уборщиц и нянечек в детском саду. Раньше многие работали в Москве, где был специально оборудованный под слепых колцентр, но это оказалось невыгодно, и центр закрылся.

– У нас в городе нечасто можно встретить людей с тростью. Почему?

– В основном стараются ходить с сопровождающими, тогда трость не нужна. Самая большая проблема для людей с ограничениями по зрению – это доступность среды: дороги, дворы, возможность доехать из пункта А в пункт Б. У нас очень часто люди, которые плохо видят, постоянно уезжают не туда. В минтранспорта обращаемся, что должны по гостам таблички быть с крупным номером маршрута в определённом месте и желательно оповещение в маршрутках, чтобы объявляли остановки. Тактильной плитки, чтобы ходить с тростью, в городе тоже практически нет. Даже светофоры со спецсигналом в городе почти не устанавливают.

– Всё, о чём Вы рассказываете, касается всех регионов, или только у нас такая ситуация?

– В некоторых регионах помогают хорошо, но не в нашем. Конечно, крупные города, такие как Москва и Санкт – Петербург – исключение. Там выделяются деньги, развивается инфраструктура. У нас сейчас при администрации есть отдел по работе с инвалидами, есть общественная палата, которая только начала своё функционирование. В Солотче планируют открыть реабилитационный центр, но пока всё это только планы…

Для того, чтобы понять, как дела обстоят у слепых и слабовидящих людей в Рязани, достаточно зайти в офис организации, расположенный в доме №9 по улице Краснорядской. В подъезде обшарпанные стены и кривые ступеньки на второй этаж, по которым страшно подниматься даже зрячему человеку. Ремонта здесь не было и, возможно никогда не будет. Пахнет запущением.

Внутри мебель ещё с советских времён. Настолько древняя, что под нашим корреспондентом – хрупкой девушкой – провалился стул. У старого шкафа перекошенная дверца, компьютер давно отработал свой срок службы. Тем не менее, пытаются создать уют из того, что есть. Стены украшены картинами и грамотами.

Деньги нужны на всё. Периодически нечем банально оплатить интернет и сотовые телефоны организации. Порой даже нет бумаги. И естественно, нет спонсоров – нет мероприятий, а для людей, потерявших зрение, это практически единственный способ не замкнуться в четырёх стенах и в себе.

Около двух лет назад сделали ремонт фасада. Красивая улица, плитка на тротуарах. Правда, для того, чтобы попасть внутрь, надо идти в подворотню, где уже совсем другая картина. Весной –посередине лужа. Зимой – сверху сосульки, а снизу намёрзшие глыбы.

Однако рады и тому, что есть. Здание выделила администрация, а дарёному коню, как известно, в зубы не смотрят. Особенно, когда не видят.

Начинается работа скрипта Cron