Регистрация Поиск

medexpress 1.2 erid

  • Статьи
12 марта 2015
Вячеслав Ермолов может вернуться в политику

– А что делает король?

– О, это самая слабая фигура, постоянно нуждается в защите.

Александр Дюма «Д'Артаньян и три мушкетёра»


Через полгода, 13 сентября 2015 года, состоятся выборы в Рязанскую областную Думу. Этим никого уже не заинтригуешь – подобные процедуры происходят почти каждый год, из развлечения всё больше превращаясь в рутину с предсказуемым концом. Теперь текущий год обещает изменения. Дело даже не в том, что кризис в политике наступил гораздо раньше провала в экономике. Предстоящие выборы действительно отличаются от других. Настолько запутанной ситуации за полгода до дня голосования в регионе ещё не было.

Пожалуй, никто не возьмётся сейчас не только угадать предстоящий состав областного парламента, но даже очертить примерный круг игроков на этой шахматной доске. Настолько всё смутно и зыбко. Сама же начавшаяся предвыборная кампания напоминает не разыгранную по всем правилам шахматную партию, а скорее, лотерею. Причём, с давно просроченной лицензией.

Жизнь, как шахматы – всего лишь умелая расстановка нужных фигур на чёрно-белом поле. И там, и там всегда существуют основные игроки, которых лучше обозначить сразу.

По-справедливости, стоит начать с Олега Ковалёва. Здесь дело не столько в том, что это самый большой областной начальник, который к тому же возглавит предвыборный список «Единой России». Для действующего губернатора формирование лояльной областной Думы –  вопрос жизни и смерти, причём, не обязательно политической.

Олега Ковалёва можно понять по-человечески. Родившихся котят рачительный хозяин стремится раздать непременно в добрые руки, свой подержанный автомобиль, в который вложены силы и душа, обязательно уступить заботливому владельцу. Не мудрено, что и Рязанскую область после двух губернаторских сроков Олег Ковалёв попытается доверить человеку, который, как вариант, продолжит так называемые добрые дела на благо региона, либо просто не допустит передела собственности, лишив окружение первого лица, безусловно, честно заработанных материальных благ. Именно в этом вопросе состав Рязанской областной Думы, а точнее, наличие там консолидированного большинства, способно оказать определяющее воздействие на следующие пять лет жизни.

Насколько тут важно не отдавать столь важный процесс в чужие руки, даже самых елейных губернаторопоклонников из близкого окружения, Олег Ковалёв имел возможность убедиться на примере местных парламентов в городах и районах. Самый крупный (парламент и прокол), несомненно, – Рязанская городская Дума. Казалось бы, таких затрат стоило сформировать упомянутый законодательный орган в нынешнем составе. Тут не только немалые материальные расходы, но и приобретение неопределенного числа креативных врагов, нелицеприятная огласка по федеральным средствам массовой информации и связанная с этим перемена в отношениях со стороны верховного руководства страны. И после всего этого депутаты вместо того, чтобы смотреть в рот благодетелю и кормиться с руки, стали протянутую ладонь кусать. Первоначально городские избранники публично послали год назад Олега Ковалёва с совершенно справедливыми требованиями о сокращении раздутых штатов Рязанской городской Думы и баснословных окладов руководства. Мнение депутатов тогда озвучил лидер фракции «Единой России» в упомянутом законодательном органе Александр Чайка, заявив, что губернатор ошибается и зарплаты председателя в размере 360 тысяч рублей в месяц и заместителей по 240 тысяч рублей вполне обоснованы и не завышены ни на рубль.

Губернатор удар пропустил. Лодка серьёзно качнулась.

Дальше – больше.

Оппозиционные информационные площадки начали развлекаться публикацией материалов, обеспечить утечку которых могло только руководство Рязанской городской Думы, а тот же Александр Чайка даже не стеснялся там же комментировать засвеченные документы, не пытаясь скрыть происхождение скандальных бумаг.

Не стоит утверждать наверняка, но, по всей видимости, за прошедшие два года Олег Ковалёв не раз пожалел о том, что не захотел сам вдаваться в детали процесса и доверился в вопросах формирования Гордумы своему окружению. Короля, как известно, играет свита. И в жизни, как и в шахматах, пешки могут главную фигуру погубить, спасти или заменить. Сейчас уже известны факты о процессе организации того голосования. И если сомнения ещё были в 2013 году, то сегодня мало кто задается риторическими вопросами о бескорыстном лоббировании Аркадием Фоминым на депутатские места представителей местных олигархических структур, или, например, интересе Антона Астафьева в конечном результате выборов и сохранении политической стабильности в регионе, либо только в обеспечении дорогостоящими заказами на агитационную полиграфию чуть ли не личной типографии на улице Затинной?

Или вот, сменивший несколько учебных заведений в силу особенностей развития мозга  племянник Сергея Филимонова сумел окончить школу, если бы директору не достался мандат при одном из самых низких результатов по округу в городе? Худший результат был у Андрея Кашаева, что не помешало тому не только стать депутатом, но и возглавить затем Рязанскую городскую Думу. Впрочем, на пользу губернатору это вряд ли пошло. За полтора года работы законодательного органа областного центра Андрей Кашаев смог зарекомендовать себя разве что как уверенный чтец по телесуфлёру стихов Бориса Пастернака. Единственная радость всего профессионального сообщества: журналист Евгений Зызин оказался на тёплом месте, пусть пока и не министерском.

Не исключено, что именно эти сомнения не дают Олегу Ковалёву стартовать предвыборную кампанию. Хотя время уже подошло: во многих регионах России, где выборы также назначены на сентябрь, уже проводятся партийные праймериз, начались общественные обсуждения, выдвигаются кандидаты. И только у нас игрок, которому волею судьбы достались белые фигуры, всё ещё размышляет над своим первым ходом. Впрочем, в шахматах всё решает именно первый ход: если оба игрока сделают сильные заявки, победит тот, кто опередит другого.

Можно предположить, что и взгляд на действующий состав Рязанской областной Думы также не внушает Олегу Ковалёву оптимизма. Пример Аркадия Фомина показателен. Спикера областного парламента губернатор собственноручно поставил на вторую по рангу должность региона и объявил своим потенциальным преемником, а тот вместо благодарности начал широкомасштабную игру по ускорению ухода своего покровителя на пенсию. Понятно, что пока в руках Олега Ковалёва находятся бразды правления регионом, Аркадию Фомину здесь ничего не светит, но и повторять свои ошибки с укладыванием всех яиц в одну корзину губернатор больше не намерен. Поэтому, на пост будущего спикера возможны три кандидатуры.

Николай Булаев является кандидатурой, которую легко согласовать в Кремле. Этот федеральный чиновник давно оторвался от региона, не имеет здесь своей команды для проведения личной игры, хоть и весьма искушён в закулисных ходах. В силу возраста вряд ли станет подсиживать губернатора, стремясь сесть в главное кресло области, что даст возможность Олегу Ковалёву досидеть отведённый срок полномочий до конца. В то же время, лоббистские возможности Николая Булаева резко ослабились, что видно по отсутствию федерального финансирования региона хотя бы в масштабах остальных субъектов страны. Этот, казалось бы, недостаток, в сегодняшнем эндшпиле выглядит конкурентным преимуществом Николая Булаева, обеспечивая единственный канал связи региона с Центром исключительно через Олега Ковалёва.

Иван Перов представляется тем надёжным плечом, на которое можно опереться в кризисное время, чреватое вероятными социальными волнениями.

Вовлечённость бывшего руководителя рязанской милиции в процесс зачистки врагов губернатора показала готовность того достигать цель любыми средствами. В качестве примера достаточно остановится на ситуации информационного наезда на Игоря Трубицына.

Истинная причина резкой смены отношения губернатора к легендарному ресторатору и популярному депутату вряд ли кому известна, но команда пойти в закус прозвучала.

В некоторых бумажных еженедельниках сразу был сделан вброс компромата. Среди прочего, появились упоминания о нарушениях возникших при оформлении реконструкции торгово-офисного здания, которое принадлежит Игорю Трубицыну.

Не стоит вдаваться в бюрократическую казуистику: здесь любой внимательный глаз цепляется за очевидное. Реконструкция здания началась в 2005 году, завершилась в 2009 году, в 2010 году документы были оформлены и в 2011 году внесены какие-то уточнения. Если там имели место какие-то нарушения, почему это всплыло только сейчас – через 10 лет?

У кого могла сохраниться переписка, на номера которой ссылаются разоблачители, если уже и архивов тех времён не всегда можно раскопать. Ответ скрывается в простом ответе: при уходе на пенсию с должности начальника областного УВД в 2011 году Иван Перов мог вывести для личной коллекции многие материалы оперативных разработок, которым не дали ход в силу отсутствия уголовной перспективы, но в которых содержится полно любопытных цифр и фактов о городском и областном руководстве, а также о крупных бизнесменах региона.

Сегодня именно эти разрозненные папки, извлечённые из пыльных ящиков счётно-аналитического центра, пытаются проиллюстрировать слова известной песни «Родина слышит, Родина знает». Впрочем, отсутствие свежих данных в данных заказных публикациях говорит о том, что наладить взаимодействие бывшему начальнику рязанской милиции с действующим руководством полиции не удалось, что можно поставить в заслугу Николаю Пилюгину, предпочитающего обеспечивать общественную безопасность, а не участвовать в играх местных политиков.

При варианте, когда Иван Перов станет сначала депутатом Рязанской областной Думы, а затем и председателем, Олег Севрюгин по прозвищу Яшка снова выйдет из глубокой тени. Тогда и Вячеслав Ермолов по кличке Слон сможет гораздо регулярнее появляться в родном городе, а не как сейчас от случая к случаю.

Поставить Ивана Перова спикером будущего регионального парламента, – это как сделать губернатору ход слоном.  

Именно такому председателю Рязанской областной Думы депутат Игорь Трубицын со своим сложным характером и неприятными вопросами не будет нужен ни в каком виде.

Отсюда и прессинг сопредседателя Рязанского Общероссийского Народного Фронта. Понятно, что это опосредованный подрыв и рейтинга популярного движения в целом, а такое в наше время может не остаться безнаказанным.

Правда, в шахматах нужно не просто думать, а уметь предугадывать заготовки соперника и маскировать свои выпады. 

Локальная задача наскока на Игоря Трубицына видна невооружённым взглядом. Если не успеть убрать столь крупную и популярную фигуру из руководства Народного Фронта до сентябрьских выборов, то никто уже не рискнёт помешать тому снова получить свой мандат.

В противном случае будет очень сложно подобрать объяснение допущенного фиаско

губернатору, в вотчине которого на честных выборах проиграл лидер организации, являющейся представителем ясно чьих интересов.

В случае, если Игорь Трубицын пойдёт в Рязанскую областную Думу самовыдвиженцем, то всегда можно спровоцировать неточность в одной из тысяч оформляемых бумажек, например, написав фамилию с ошибкой, что сразу даст возможность отлучить неугодного кандидата от дальнейшей гонки. Нечто подобное, например, произошло с Семёном Сазоновым, для которого буква «ё» в справке Сбербанка привела к потере депутатского мандата. Объяснить такую опечатку и теперь будет просто, так как по давней вине ЗАГСа родной брат депутата, тоже областной парламентарий, Виталий носит фамилию Трубицин.

Таким образом, в Рязанской областной Думе Игорь Трубицын станет опасен не только своими сложным характером и неприятными вопросами. Главное в шахматах – это не то, на сколько ходов вперёд кто думает, а то, как кто анализирует текущую ситуацию. В статусе депутата Рязанской областной Думы будущего созыва Игорь Трубицын уже на следующий год сможет участвовать в выборах Государственной Думы без сбора подписей, а в 2018 году или досрочно – в кампании губернатора. И остановить его тогда будет уже почти невозможно.

Поставим в шахматный ряд и Олега Булекова. Хотя здесь, скорее, соответствуют больше карточные ранги. Например, валета.

Понятно, что самостоятельной фигурой Олега Булекова назвать не получится даже с огромной натяжкой ягодиц, но в качестве проходной пешки тот вполне сойдёт. Главное, – мощное прикрытие. И если умелый игрок сможет без потерь дотащить данную персону до восьмой клетки, то пешка вполне может стать и ферзём.

В условиях сильнейшего кадрового дефицита в окружении первого лица региона, скамейка запасных не изобилует богатым выбором. Достойные кандидаты попасть сюда не могут по причине жёсткого фильтра из ближнего окружения, которые толпятся вокруг Олега Ковалёва так плотно, что тому уже самому всё труднее дышать.

Значит, приходится тасовать те имена, которые имеются. Например, тот же декламатор еврейских поэтов Андрей Кашаев рассматривается на должность председателя комитета по культуре в будущей областной Думе, для чего должен будет пройти вторые в своей жизни выборы. На лакомое место спикера ведутся осторожные поиски кандидата «со знаниями, опытом и навыками», который сможет избраться в сентябре по округу №8, освободившемуся от депутата Александра Серебрякова по инициативе Следственного комитета. Олег Булеков здесь рассматривается как вариант. Тогда Олег Ковалёв может быть спокоен: за оставшиеся три года он сможет вырастить из него своего преемника, а механизм пересаживания в губернаторское кресло с должности лидера регионального парламента отлажен до мелочей.

На ком в итоге остановится выбор, пока не знает никто. Не исключено, что появятся и новые варианты, а сегодняшние отпадут, проколовшись на мелочах и тщеславии, как в случае с Аркадием Фоминым. Половина всех вариантов, которые шахматист рассчитывает во время партии, оказывается ненужной, но, увы, никто заранее не знает, какая именно половина. Если на пост министра ЖКХ губернатор назначает уже третью фигуру за время своего руководства регионом, то и кандидатуры будущего спикера будут ротироваться до самого последнего момента. Рокировка в шахматах – не самый плохой приём.

 


Продолжение следует

МИХАИЛКОМАРОВ

Еще по теме СТАТЬИ