– Евгений Владимирович, какой у Вас настрой перед выступлением? «Пиковая дама» – отличное завершение Года литературы.
– Для начала, конечно, я рад, что оказался в Рязани. Очень хочется попробовать прочитать здесь «Пиковую даму». Впервые буду читать её с новой фонограммой, поэтому волнуюсь. Хочется отметить – важно, чтобы всегда читали, а не только в посвящённый этому год, потому что книги могут ответить на многие вопросы. И, как написал Евгений Евтушенко: «И, на колени тихо становясь, готовый и для смерти, и победы, прошу смиренно помощи у вас,
великие российские поэты...».
Так можно сказать и про литературу, и про кинематограф, которому как раз будет посвящён следующий год. Да и вообще про искусство, потому что, по-моему, особенно в такое трудное политическое время, нам нужно, по возможности, окружать себя шедеврами для того, чтобы становиться чуть-чуть лучше, чуть-чуть выше над ситуацией. И, может быть, тогда произойдёт примирение между народами, и, может быть, мы не будем так судорожно думать о росте курса доллара.
– Недавно завершился Литературный марафон «Война и мир. Читаем роман»1...
– Литературный марафон «Война и мир» – это хорошая акция, мне понравилась идея. Я также читал в прямом эфире. То есть это без подготовки ты стоишь, дрожишь и думаешь, как бы тебе не ошибиться, как бы не сбиться. Когда я смотрел это всё по телевизору, очень понравилось, что там вершено разные люди: студенты, учёные, школьники, артисты.
– Почему сегодня «Пиковая дама»?
– О том, что это будет именно «Пиковая дама» и что она будет 15 декабря в Рязани, я знал, наверное, уже год назад. И когда меня приглашала филармония, спросили, какие программы я могу прочитать. Я назвал «Пиковую даму». Мне ответили: «Да. Это будет очень хорошее завершение Года литературы одной из лучших повестей Пушкина».
– Насколько публика готова воспринимать это произведение?
– Не знаю, сегодня посмотрим. У меня скоро состоится большой концерт в зале Чайковского в Московской филармонии. А сегодня как бы такая генеральная репетиция. Хотя отдельные главы из «Пиковой дамы» я уже читал.
– Не возникало ли у Вас желания сделать на классическом материале какую-то авангардную постановку? Сейчас модно, когда режиссёры берут материал и делают что-то невообразимое, альтернативное.
– Я работаю с режиссёром Римасом Туминасом, про которого сказать «консерватор» в прямом смысле этого слова нельзя. Человек, который мыслит вперёд, но при этом категориями театра. Что такое театр? В моём представлении – это когда про людей, для людей и о людях. Если такой театр есть, то тогда его проявления будут какие угодно. Можно «Пиковую даму», предположим, играть в современном костюме, можно надеть трико и делать кульбиты. Но если ты при этом будешь доносить смысл, тогда это всё оправдано. А если смыслом будет только перевернуться и подпрыгнуть, такое новаторство не нужно.
Я хочу, чтобы люди поняли, что, как пишет Александр Пушкин, не надо гнаться за лёгкой наживой. Не надо вступать в спор с судьбой. Ещё другую мысль можно увидеть в «Пиковой даме». Людям, которые, накапливая материальные блага, говорят, что хотят обеспечить будущее своим детям, хочется процитировать фразу Пушкина: «Кто не умеет беречь отцовское наследство, тот всё-таки умрёт в нищете, несмотря ни на какие демонские усилия». Научите своих детей, дайте им образование, дайте возможность уметь зарабатывать эти деньги, и только тогда можно сказать, что это правильно.
– Когда Вы играете Германна, не становится жутко? Весьма таинственная роль.
– А что там таинственного? К нему во сне явилась Пиковая дама. Там написано: «И он посмотрел, и ему показалось, что Пиковая дама ему подмигнула». Ну, показалось. Мало ли что нам в жизни кажется. Что такое мистика? Это неизвестное. А Германн долго пил в трактире, пришёл, завалился на кровать и провалился в сон. И ему послышалось, что кто-то постучал к нему в окошко. Он подошёл – никого. И вдруг он увидел, что кто-то вошёл. Он увидел свою кормилицу, а потом он увидел графиню. Да что во сне только не привидится, когда ты был только что на похоронах графини, пошёл испросить у неё прощения. Это история о маленьком человеке, который решил бросить вызов судьбе. А если кто-то видит такую сумасшедшую мистику… Ну пусть каждый видит то, что он хочет.
– Вы сами верите в мистику в жизни?
– Очень не люблю, когда чёрная кошка переходит дорогу. Вот прям ненавижу. Не люблю, когда иду в театр, а мне встречается уборщица с пустым ведром. А вот когда гвоздик на сцене найдёшь – хорошо. Такая примета у нас.
– Вы находили гвоздики?
– Да. Вот выхожу на сцену, и не то чтобы ищу, но если вдруг на глаза попадётся, кладёшь его в карман, и вот – твой талисман на сегодняшний день.
– Раз уж мы заговорили по поводу таинственности... Фигура Вольфа Мессинга окутана тайнами, мифами. Когда Вы готовились к этой роли, пользовались какими-то архивными материалами, может быть, засекреченными?
– Эти материалы до сих пор не раскрыты. Наверняка они существуют, потому что, как мы предполагаем со сценаристами и постановщиками фильма, фигура Вольфа Мессинга очень реальна. И в том, что выдумано в сценарии, написано и снято, доля правды определённая есть. Ну, например, почему он выжил в такие суровые годы в России, когда за любое инакомыслие было каждый знает что. Почему этот человек много лет жил в гостинице «Москва» в непосредственной близости с Кремлём? За какие такие заслуги? За то, что был артистом Московской филармонии и выступал со своими фокусами? Следующий вопрос. Проходил ли он мимо охраны Кремля? Бог его знает, потому что способностями он обладал необыкновенными, и об этом пишет сам в книге «Я – телепат», где рассказывает о том, как, будучи лунатиком, видел будущее. Там же, в его книге воспоминаний, есть история о том, что вместо билета он показал контроллёру кусочек газеты. Если это неправда, тогда я не знаю, чему верить.
– Вам тяжело далась эта роль?
– У нас очень длинный съёмочный день – 12 часов, и иногда не в самых лучших условиях. Очень многие сцены снимали в старом клубе, где было очень холодно. Некоторые сцены оказались психологически трудными. После одной из них мне просто физически стало плохо.
– Назовите хотя бы один основной критерий настоящего артиста. Интересно Ваше мнение как ректора училища.
– В нашей профессии видеть талант – это видеть, что человек умеет воздействовать на публику, умеет нести мысль, у него необычный голос и есть обаяние. Проводится такой коллоквиум, чтобы понять уровень подготовки студентов, потому что артист должен быть ну хоть чуть-чуть с головой. Тебе же на сцену выходить! Перед тобой будет зал в тысячу человек сидеть, ты должен уметь что-то сказать такое, чего зрители не знают. Или ты им рассказываешь о другой точке зрения, чтобы эти люди могли удивиться. Если такие качества есть – хорошо.
Дальше мы начинаем учить, а в учёбе, как и в любом деле, требуются упрямство, упорство, желание постичь и познать. Потому что появляются молодые люди, которые не хотят этого. Они думают, что раз поступили, то всё в жизни получилось.
Так вот одним из главных критериев артиста является работоспособность. Также необходимо терпение. Потому что сегодня не предложили роль, и завтра, и послезавтра. Нужно уметь дождаться этой роли. И если к этим основным качествам добавить талант, тогда вообще получается всё очень хорошо.
– В новом году будут новые роли?
– В кино, если ничего не изменится и будут деньги на съёмки, я сыграю Степана Гиля. Это шофёр Ленина, который, оказывается, умер в 60-х годах. Есть ещё одна работа, которая, надеюсь, тоже состоится, где режиссёром станет Виктор Мережко.
– Перед новогодними праздниками что можете пожелать людям?
– Хочу всем пожелать, прежде всего, мирного неба над головами. Искренне хочу этого всем и самому себе, потому что иногда читаешь и слушаешь новости, и становится как-то не по себе. Ещё чтобы у всех родители были здоровы, дети радовали, чтобы у каждого следующий год оказался не хуже предыдущего!
1 «Война и мир. Читаем роман» – это масштабный мультимедийный проект ВГТРК, не имеющий аналогов в мире. В течение 60 часов – 8, 9 , 10 и 11 декабря – произведение Льва Толстого было прочитано от первой до последней строчки. Участниками стали люди самых разных возрастов и профессий. Всего выступили 1300 чтецов.