Регистрация Поиск

medexpress 1.2 erid

  • Статьи
21 декабря 2015
Интервью с известным актёром Евгением Князевым о мистике «Пиковой дамы», театральных приметах и таинственной фигуре Вольфа Мессинга
«Уж полночь близится, а Германна всё нет». Уже давно ставшая афоризмом фраза из повести Александра Пушкина «Пиковая дама» знакома нам из учебников по русской литературе. Произведение, окутанное тайнами, не оставит читателя равнодушным, заставит искать скрытый смысл, заразит мистичностью атмосферы. Во вторник, 15 декабря, такая атмосфера появилась в концертном зале филармонии, где на сцену вышел российский актёр театра, кино и телевидения, театральный педагог, ректор Театрального института имени Бориса Щукина Евгений Князев. Артист прочёл заворожённым зрителям «Пиковую даму». Перед своим выступлением Евгений Князев ответил на вопросы рязанских журналистов.

 

– Евгений Владимирович, какой у Вас настрой перед выступлением? «Пиковая дама» – отличное завершение Года литературы.

– Для начала, конечно, я рад, что оказался в Рязани. Очень хочется попробовать прочитать здесь «Пиковую даму». Впервые буду читать её с новой фонограммой, поэтому волнуюсь. Хочется отметить – важно, чтобы всегда читали, а не только в посвящённый этому год, потому что книги могут ответить на многие вопросы. И, как написал Евгений Евтушенко: «И, на колени тихо становясь, готовый и для смерти, и победы, прошу смиренно помощи у вас,
великие российские поэты...».

Так можно сказать и про литературу, и про кинематограф, которому как раз будет посвящён следующий год.  Да и вообще про искусство, потому что, по-моему, особенно в такое трудное политическое время, нам нужно, по возможности, окружать себя шедеврами для того, чтобы становиться чуть-чуть лучше, чуть-чуть выше над ситуацией. И, может быть, тогда произойдёт примирение между народами, и, может быть, мы не будем так судорожно думать о росте курса доллара.

 

– Недавно завершился Литературный марафон «Война и мир. Читаем роман»1...

– Литературный марафон «Война и мир» – это хорошая акция, мне понравилась идея. Я также читал в прямом эфире. То есть это без подготовки ты стоишь, дрожишь и думаешь, как бы тебе не ошибиться, как бы не сбиться. Когда я смотрел это всё по телевизору, очень понравилось, что там вершено разные люди: студенты, учёные, школьники, артисты.

 

– Почему сегодня «Пиковая дама»?

– О том, что это будет именно «Пиковая дама» и что она будет 15 декабря в Рязани, я знал, наверное, уже год назад. И когда меня приглашала филармония, спросили, какие программы я могу прочитать. Я назвал «Пиковую даму». Мне ответили: «Да. Это будет очень хорошее завершение Года литературы одной из лучших повестей Пушкина».

 

– Насколько публика готова воспринимать это произведение?

– Не знаю, сегодня посмотрим. У меня скоро состоится большой концерт в зале Чайковского в Московской филармонии. А сегодня как бы такая генеральная репетиция. Хотя отдельные главы из «Пиковой дамы» я уже читал.

 

– Не возникало ли у Вас желания сделать на классическом материале какую-то авангардную постановку? Сейчас модно, когда режиссёры берут материал и делают что-то невообразимое, альтернативное.

– Я работаю с режиссёром Римасом Туминасом, про которого сказать «консерватор» в прямом смысле этого слова нельзя. Человек, который мыслит вперёд, но при этом категориями театра. Что такое театр? В моём представлении – это когда про людей, для людей и о людях. Если такой театр есть, то тогда его проявления будут какие угодно. Можно «Пиковую даму», предположим, играть в современном костюме, можно надеть трико и делать кульбиты. Но если ты при этом будешь доносить смысл, тогда это всё оправдано. А если смыслом будет только перевернуться и подпрыгнуть, такое новаторство не нужно.

Я хочу, чтобы люди поняли, что, как пишет Александр Пушкин, не надо гнаться за лёгкой наживой. Не надо вступать в спор с судьбой. Ещё другую мысль можно увидеть в «Пиковой даме». Людям, которые, накапливая материальные блага, говорят, что хотят обеспечить будущее своим детям, хочется процитировать фразу Пушкина: «Кто не умеет беречь отцовское наследство, тот всё-таки умрёт в нищете, несмотря ни на какие демонские усилия». Научите своих детей, дайте им образование, дайте возможность уметь зарабатывать эти деньги, и только тогда можно сказать, что это правильно.

 

– Когда Вы играете Германна, не становится жутко? Весьма таинственная роль.

– А что там таинственного? К нему во сне явилась Пиковая дама. Там написано: «И он посмотрел, и ему показалось, что Пиковая дама ему подмигнула». Ну, показалось. Мало ли что нам в жизни кажется. Что такое мистика? Это неизвестное. А Германн долго пил в трактире, пришёл, завалился на кровать и провалился в сон. И ему послышалось, что кто-то постучал к нему в окошко. Он подошёл – никого. И вдруг он увидел, что кто-то вошёл. Он увидел свою кормилицу, а потом он увидел графиню. Да что во сне только не привидится, когда ты был только что на похоронах графини, пошёл испросить у неё прощения. Это история о маленьком человеке, который решил бросить вызов судьбе. А если кто-то видит такую сумасшедшую мистику… Ну пусть каждый видит то, что он хочет.

 

– Вы сами верите в мистику в жизни?

– Очень не люблю, когда чёрная кошка переходит дорогу. Вот прям ненавижу. Не люблю, когда иду в театр, а мне встречается уборщица с пустым ведром. А вот когда гвоздик на сцене найдёшь – хорошо. Такая примета у нас.

 

– Вы находили гвоздики?

– Да. Вот выхожу на сцену, и не то чтобы ищу, но если вдруг на глаза попадётся, кладёшь его в карман, и вот – твой талисман на сегодняшний день.

 

– Раз уж мы заговорили по поводу таинственности... Фигура Вольфа Мессинга окутана тайнами, мифами. Когда Вы готовились к этой роли, пользовались какими-то архивными материалами, может быть, засекреченными?

– Эти материалы до сих пор не раскрыты. Наверняка они существуют, потому что, как мы предполагаем со сценаристами и постановщиками фильма, фигура Вольфа Мессинга очень реальна. И в том, что выдумано в сценарии, написано и снято, доля правды определённая есть. Ну, например, почему он выжил в такие суровые годы в России, когда за любое инакомыслие было каждый знает что. Почему этот человек много лет жил в гостинице «Москва» в непосредственной близости с Кремлём? За какие такие заслуги?  За то, что был артистом Московской филармонии и выступал со своими фокусами? Следующий вопрос. Проходил ли он мимо охраны Кремля? Бог его знает, потому что способностями он обладал необыкновенными, и об этом пишет сам в книге «Я – телепат», где рассказывает о том, как, будучи лунатиком, видел будущее. Там же, в его книге воспоминаний, есть история о том, что вместо билета он показал контроллёру кусочек газеты. Если это неправда, тогда я не знаю, чему верить.

 

– Вам тяжело далась эта роль?

– У нас очень длинный съёмочный день – 12 часов, и иногда не в самых лучших условиях. Очень многие сцены снимали в старом клубе, где было очень холодно. Некоторые сцены оказались психологически трудными. После одной из них мне просто физически стало плохо.

 

– Назовите хотя бы один основной критерий настоящего артиста. Интересно Ваше мнение как ректора училища.

– В нашей профессии видеть талант – это видеть, что человек умеет воздействовать на публику, умеет нести мысль, у него необычный голос и есть обаяние. Проводится такой коллоквиум, чтобы  понять уровень подготовки студентов, потому что артист должен быть ну хоть чуть-чуть с головой. Тебе же на сцену выходить! Перед тобой будет зал в тысячу человек сидеть, ты должен уметь что-то сказать такое, чего зрители не знают. Или ты им рассказываешь о другой точке зрения, чтобы эти люди могли удивиться. Если такие качества есть – хорошо.

Дальше мы начинаем учить, а в учёбе, как и в любом деле, требуются упрямство, упорство, желание постичь и познать. Потому что появляются молодые люди, которые не хотят этого. Они думают, что раз поступили, то всё в жизни получилось.

Так вот одним из главных критериев артиста является работоспособность. Также необходимо терпение. Потому что сегодня не предложили роль, и завтра, и послезавтра. Нужно уметь дождаться этой роли. И если к этим основным качествам добавить талант, тогда вообще получается всё очень хорошо.

 

– В новом году будут новые роли?

– В кино, если ничего не изменится и будут деньги на съёмки, я сыграю  Степана Гиля. Это шофёр Ленина, который, оказывается, умер в 60-х годах. Есть ещё одна работа, которая, надеюсь, тоже состоится, где режиссёром станет Виктор Мережко.

– Перед новогодними праздниками что можете пожелать людям?

– Хочу всем пожелать, прежде всего, мирного неба над головами. Искренне хочу этого всем и самому себе, потому что иногда читаешь и слушаешь новости, и становится как-то не по себе. Ещё чтобы у всех родители были здоровы, дети радовали, чтобы у каждого следующий год оказался не хуже предыдущего!

 


1 «Война и мир. Читаем роман» – это масштабный мультимедийный проект ВГТРК, не имеющий аналогов в мире. В течение 60 часов – 8, 9 , 10 и 11 декабря – произведение Льва Толстого было прочитано от первой до последней строчки. Участниками стали люди самых разных возрастов и профессий. Всего выступили 1300 чтецов. 

ИРИНАПЕЧОРИНА
Начинается работа скрипта Cron