При попытке очистить кладбище от мусора можно оказаться в бюрократической помойке, где запах отношения чиновников к людям смешался с запахом валюты. Давно не секрет, что на мёртвых можно делать живые деньги. Лучше всего пополнять финансы за счёт покойников получается у руководителя муниципального предприятия «Ритуал» Ярослава Безрядина. Не так давно славный сын еврейского народа, историк, активист и правозащитник Альберт Нисенбаум узнал о ещё одном источнике дохода организации – захвате чужой земли, соответственно, с последующей прибылью от каждой вырытой там могилы. Оказалось, что примерно половина рязанского Воскресенского кладбища находится на частных владениях. Такой наплыв покойников на чью-то собственность не мог остаться незамеченным некоторыми ответственными лицами. Согласно действующему законодательству, территория для погребения принадлежит муниципалитету. Согласно мнению действующих чиновников, зарабатывать деньги на похоронах – выгодное дело.
Всё началось с того, что рязанский лидер бесплатных похоронных услуг за деньги фирма «Ритуал», как оказалось, не только сорит средствами налогоплательщиков, но и не убирает мусор с кладбищ, что является прямыми обязанностями организации. В бюджете на такие цели предусмотрена специальная статья расходов. Однако на неофициальных источниках дохода, среди которых распределение престижных похоронных мест на коммерческой основе, фирма-монополист по обслуживанию действующих кладбищ города зарабатывает многократно больше.
Даже после соответствующих просьб от жителей города привести место в порядок ситуация не поменялась. Тогда Альберт Нисенбаум решил воздействовать на фирму с помощью закона. Изучая информацию по недостаткам в работе «Ритуала» для последующего обращения в правоохранительные органы, активист обнаружил, что часть Воскресенского кладбища является частной собственностью. Согласно единому государственному реестру недвижимости, с 2005 года владельцем земли числится московский олигарх Сергей Пластинин.
Прокуратура Октябрьского района после соответствующего заявления обязала городскую администрацию объяснить сложившуюся ситуацию. Ответ с подписью занимавшей на тот момент должность начальницы управления благоустройства города Елены Литвиновой пришёл на удивление быстро. Дословно: «Захоронения на Воскресенском кладбище МБУ «ССВПД «Ритуал» производятся в пределах его территориального ограждения. За период с 2003 года по настоящее время обращений от смежных землепользователей о нарушении их прав в администрацию города Рязани не поступало». Стоит отметить, что если жалобы всё же поступят, то придётся освободить землю от сотен захоронений, что может стать причиной скандала федеральных масштабов, а ответственных потом, как всегда, не найти. Только вот Елена Литвинова эту бумагу не подписывала. Об этом бывшая чиновница сообщила представителю нашего издания и даже прислала образец своей подписи, которая действительно отличается от проставленной в ответе Альберту Нисенбауму.
Свой пост в местной государственной структуре Елена Литвинова занимала недолго, с 14 февраля 2017 года до начала марта, после чего уволилась и уехала работать в Люберцы. Видимо, подальше от прогнившей рязанской системы. Вакантное место занял бывший заместитель директора управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Владимир Луканцов, которому теперь по ходу и придётся разбираться в кладбищенской земле. Хотя, возможно, в связи с назревающим скандалом он уже не так активно будет поддерживать труженика ритуального бизнеса Ярослава Безрядина.
Теперь ситуация с незаконными захоронениями находится на контроле прокуратуры, которая уже подтвердила факт того, что кладбище самопроизвольно зашло на чужую землю. Вопрос: чью подпись подделают следующей, чтобы избежать ответственности перед законом и сохранить источник огромных доходов. Людей, которые боятся смерти похоронного бизнеса, ответственность перед покойниками не тревожит.