Слева направо: Станислав Маникин, Виктор Коренков по кличке Крюгер, Олег Лякин по кличке Ляка, Владимир Зайцев по кличке Кролик, Сергей Фроловский, Алексей Трайзе, Сергей Кузяков, Игорь Искренко, Сергей Пономарёв, Андрей Орехов.
Жители рязанского посёлка Листвянка всерьёз опасаются за своё здоровье и здоровье своих детей. Не так давно стало известно, что в расположенном на территории муниципального образования филиале Окской птицефабрики планируется увеличение производительности в 2,5 раза. Информация появилась в официальной газете предприятия. Только вот, как выяснилось, санитарная зона вокруг огромного курятника не определена, а это значит, что ряд ответственных лиц серьёзно нарушает закон.
Окская птицефабрика стала входить в крупный сельскохозяйственный комплекс под руководством Олега Лякина по кличке Ляка, когда у бывшего владельца олигарха Александра Зыкова возникли перед последним крупные долги за поставку корма. Когда сумма превысила 10 миллионов рублей, пришлось расплачиваться имуществом.
Мало кто теперь помнит, что в 1994 году Олег Лякин одним из первых в городе был признан виновным за серию вымогательств в обществе представителей «слоновского» преступного сообщества. Получил 2,5 года за причинение имущественного ущерба путём злоупотребления доверием. Отсидел год. Освобождён условно-досрочно. И спустя десяток лет этот же человек становится почётным работником агропромышленного комплекса России. Тогда, 29 мая 2015 года, занимавший на тот момент пост профильного министра региона Дмитрий Андреев награждал новоявленного почётного агронома и усердно жал руку. Прошло три года. И вот Дмитрий Андреев сам сидит по обвинению в получении взятки, а Олег Лякин продолжает развивать свой бизнес.
На данный момент листвянский филиал птицефабрики доставляет местным жителям немало проблем, и самая серьёзная включает в себя ряд остальных. Как выяснилось, у предприятия отсутствует утверждённая санитарная зона. Проблема вскрылась, когда семья купила недалеко от фабрики земельный участок. Чтобы построить дом, вложили материнский капитал и взяли ипотеку. Однако при оформлении документов в районной администрации выяснилось, что строить там нельзя – якобы участок находится в санитарной зоне. При этом есть жилые дома, гораздо ближе расположенные к предприятию. Расстояние до первого участка составляет около 37 метров. Сейчас семья, купившая участок, через суд пытается либо вернуть деньги, либо добиться разрешения на строительство.
Среди местных жителей начались волнения. В один из дней на место приехали два мужчины, на словах представились начальником районного управления градостроительства Борисом Ясинским и главным районным архитектором Олегом Журавлёвым, внятного ничего не сказали, только ещё больше запутали людей и уехали.
Как выяснилось позднее, Борис Ясинский приехал в сельское поселение для утверждения генплана. Однако особых изменений не обнаружилось, кроме как неожиданно возникшей санитарно-защитной зоны вокруг обособленного подразделения Окской птицефабрики, куда вошли жилые дома с приусадебными участками, предположительно амбулатория, школа и спортивная площадка. Насколько известно, пока что архитектор нарисовал территорию с особым режимом использования на основе рекомендуемых СанПином нормативов, исходя из того, что до 400 тысяч кур-несушек расстояние должно составлять 500 метров. В настоящее время зону вроде как срочно пытаются урезать. Каждый раз называют новую цифру меньше предыдущей. Дошло даже до смехотворных 80 метров. Хотя давно пора понять, что граждане – не идиоты и тоже вникают в законодательство. Учитывая, что поголовье будет увеличиваться в 2,5 раза и может превысить миллион, посёлок просто-напросто придётся переселять, чего делать, по всей видимости, никто не собирается. Также будет запрещено ведение огорода, за счёт которого многие и живут. Однако на здоровье и жизнь людей всем плевать. Главное – замять скандал. Никто из чиновников, к кому обращались местные жители, ничего не знает. Известно, что организации дали разрешение на строительство новых цехов, однако об увеличении численности кур речи не шло. Даже на первое собрание жителей не пустили, а на втором не было ни представителей фабрики, ни секретаря, ни председателя. В общем, как обычно, провели для галочки. К тому же для установления санзоны нужно провести соответствующие мероприятия с затратами из местного бюджета. Неудивительно, если денег не найдут – кто-то сэкономит для личных нужд.
Тем временем санобработка машин проводится не на въезде на предприятие, а ближе к жилым домам на открытом воздухе, хотя по установленным нормативам для процедуры должен использоваться закрытый бокс. Так что ежедневно в сторону домов летит вироцид – мощное средство из разряда умеренно-опасных веществ. Влага от распылённого дезинфектора ощущается на коже при расстоянии до 50 метров, а запах – до 150. Самое интересное, что с двух других подъездов пропускные пункты не построены, путь просто преграждается шлагбаумом, и машины спокойно проезжают необработанными. Значит, сделано так, чтобы не придирались во время проверки. О безопасности никто не задумался, даже ответственные чиновники, которые должны тщательно следить за такими вещами. По словам местных жителей, за 5 дней разбрызгивается около 2 тонн вироцида, из-за чего начинаются болезни кожи и дыхательных путей.
Сейчас на птицефабрике 8 цехов, около 60 тысяч птиц в каждом. С одного помещения вывозят примерно по 1,5 грузовика помёта. Куриными испражнениями завалены все ближайшие поля. При увеличении поголовья ситуация значительно обострится. Запах помёта и вироцида иногда перебивает вонь от мёртвых птиц, которых жгут в крематоре рядом с домами.
С 2013 года дорогу, которая всегда находилась в общем пользовании, отгородили сеткой. К огородам теперь невозможно проехать. Зато на днях на птицефабрику уже завезли новое оборудование для построенных цехов. Всё хорошо может быть только у определённой категории людей.
Сейчас в Листвянке обсуждается тема, что якобы Олег Лякин ищет там место под строительство церкви. Некоторые почему-то считают, что от грехов можно откупиться вместо того, чтобы искупить.