Город Мелитополь Запорожской области находится в 30 километрах от линии фронта. Сюда привозят раненых с передовой. Чтобы понять, можно ли будет снова давать людям оружие, военнослужащим проводят освидетельствование у психологов, которых в городе жёсткий дефицит. По словам командировочного специалиста, за день проходит от 17 до 20 человек при норме в 4. Кроме того, доводится выявлять ждунов на местных предприятиях.
Тихие до поры партизаны считаются самым страшным явлением. Ждунами называют тех, кто по идейным или каким-либо другим соображениям желает возвращения старых порядков и оказывает украинской разведке различную помощь. Эта часть населения наиболее непредсказуема и может совершить что угодно, – даже отравить еду сторонникам российской власти.
Выявляют ждунов в несколько этапов. Сначала сотрудников тестируют на лояльность к России. Нетерпимым к новой власти проводят более серьёзное исследование. Человека, недовольного дураками и дорогами, не записывают в ждуны, а с тем, у кого находят предрасположенность к террористическим подлостям, начинают работать при поддержке спецслужб.
Общается психолог и с пойманными диверсантами. Один из задержанных был так накачан препаратами для сужения сознания, что не выдал ни слова до второй встречи со специалистом. Только на разговоре о маме молодой человек резко заплакал и рассказал о родителях, расстрелянных в Мариуполе в прошлом году. Предположительно, это сделали азовцы.
Несмотря на то, что вредителей выявляют, диверсий хватает. Словно у ВСУ два врага – школы и больницы, поэтому каждый день возле образовательных и медицинских учреждений Мелитополя находят по 2-3 затонированных машины со взрывчаткой.
Примечательно, что на сообщение прохожих об одном из таких автомобилей местная полиция категорически не реагировала. Пришлось звонить в центральный аппарат ФСБ. Только тогда правоохранители проверили машину и обнаружили 15 килограммов взрывчатого вещества. Единственное, что остаётся непонятным, – причина такого бездействия полиции в городе, где каждую ночь слышны прилёты и населению явно не до шуток про заложенные бомбы.
Буквально каждый, с кем общаются приезжие, готов рассказать страшную историю, связанную с военными действиями. Что уж говорить про бойцов, прибывающих с фронта. На освидетельствовании у военных нередко обнаруживается алкогольное или наркотическое опьянение. Кто-то изначально шёл на передовую за деньгами на спиртное, некоторые же так отходят от увиденного.
Удивительно, как ещё не спились гражданские, которые каждую ночь слышат удары снарядов, а днём рискуют попасть под взрыв затонированной машины, погибнуть от рук мимикрирующего под обычного жителя ждуна или очередного закинутого в город диверсанта.