Подвал, сырость, заплесневелые и разрушающиеся стены, гниющие полы. Это не зарисовка из голливудского триллера или русской классики XIX века. Так в наше время выглядит квартира в центре Рязани на улице Кольцова, дом № 4а. В течение долгого времени Марина Дорогова, находясь в опасных для здоровья условиях, тщетно пытается добиться скромного жилья, в котором не нужно было бы бояться обрушения потолка.
В июне 2012 года у дома, стоящего уже более 300 лет, рухнула стена. Нельзя сказать, что случилось это совсем неожиданно. Чуть ранее от воздействия времени разрушился огораживающий территорию двора каменный забор. И вот однажды в 5 часов утра Марина Дорогова услышала грохот – это посыпались кирпичи в квартире сверху. К счастью, тогда никто не пострадал. В ЖЭУ, узнав о происходящем, попросили не разглашать информацию о случившемся, пообещав что-нибудь придумать. Обещание так и осталось висеть на другом конце телефонного провода.
Ни одна из профильных структур так не отреагировала на произошедшее. Видимо, до людей в этом городе никому нет дела.
Марина Дорогова начала писать обращения в госорганы ещё в нулевых. Уже тогда жизнь в квартире была невыносимой – ржавчина, плесень, сырость и, как следствие, болезнь почек у дочери. Но десятки заявлений не принесли должного результата, как и попытки поговорить с чиновниками лично. Кроме того, даже восстанавливать помещение, в котором последний капремонт проводился в 1971 году, женщине предложили за свой счёт, при условии, что дом является муниципальной собственностью. Но и приватизировать квартиру, разрушающуюся на глазах, хозяйка не может. По закону, цокольный этаж для жилья не предназначен.
Примечательный момент, что слуги народа не только не помогают, но и резко обрывают все попытки участия со стороны обычных граждан, которым не безразличны чужие проблемы. Так, к желающей помочь Марине Дороговой семье из соседнего дома пришли поговорить представители опекунского совета и вроде как даже пригрозили, что отнимут ребёнка. Пришлось отступить. И женщина осталась со своей проблемой один на один.
По словам самой Марины Дороговой, обежавшей все инстанции и кабинеты не по одному разу, не все чиновники бездушные. Совесть есть, но мало у кого. Как правило, у тех, от кого действительно что-то зависит, отметка по совести стремительно падает вниз, когда от обещаний нужно перейти к делу. Так, один якобы ответил женщине, что если чем-то недовольна, то пусть попробует его посадить. Почему-то некоторые считают хамство своей особой привилегией наравне с имеющимися благами: дорогими машинными, загородными домами, легальным и нелегальным бизнесом. Совсем игнорировать женщину тоже не получается – с прошлого года обязали отвечать на заявления граждан. Но кроме раздражения и отписок всё равно ничего дать не могут. Некомпетентность, низкий уровень профессионализма и совершенное нежелание что либо делать – видимо, тот максимум, который можно выжать из управленцев.
Хозяйка 300-летней квартиры не просит шикарных апартаментов с евроремонтом. Марине Дороговой будет достаточно малосемейки или комнаты в общежитии. В заключении Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека указано, что размещение квартиры не соответствует санитарным требованиям. Подвальное помещение, заниженный показатель естественной освещённости и скорости движения воздуха, повышенная влажность. После обрушение стены ещё и заливает потолок кухни вокруг газоотхода котла. Но вот Межведомственная комиссия считает, что квартира пригодна для жилья.
Женщина даже перестала платить налоги. Но в суд за такое нарушение так никто не подал. Скорее всего, не без причины. Вдруг и со стороны истца что всплывёт. Так что пока ничего не остаётся, кроме как жить в помещении, где холодно, постоянно протекает потолок, а вода из крана набирается в ведро два часа.