В начале 2017 года на полигон ядовитых отходов в Турлатове привезли неустановленные вещества, несмотря на то, что в 2015 году работу объекта запретили в судебном порядке. Уже 17 января в ходе проверки, инициированной региональной ФСБ, на месте отобрали более 20 проб анализов воды, в том числе сточной, почвогрунта и атмосферного воздуха, которые направили на анализ в аккредитованную лабораторию. По предварительным данным, результаты будут готовы в первых числах февраля 2017 года, после чего вынесут соответствующее процессуальное решение.
В 90-х годах на этой территории находились очистных сооружения завода «Рязанское химволокно». В 2008 году площадь в 138 гектаров перешла к предпринимателю Валерию Дееву, и на участок из других регионов нескончаемым потоком поехали фуры с опасными отходами. Контролировали процесс фирмы Валерия Деева «Дефа-М», «ДТА-Сервис», «ВЭСТ», «Колибри», «Эко-Союз». На деятельность даже имелись лицензии, одну из которых выдал федеральный Ростехнадзор и три – рязанский. Не без помощи влиятельных персон, разумеется. Бумаги, как это часто бывает в подобных случаях, выдавались с нарушениями. Ведомство, работающее не ради выгоды начальников, ни за что бы не стало травить людей химикатами. Некоторые сотрудники госструктур падки на взятки до тех пор, пока не начинаются судебные разбирательства. Тогда чиновники начинают плакать и называют себя жертвами ситуации.
Согласно действующему законодательству, полигон опасных отходов можно размещать не ближе, чем за 20 километров от города. Но и тут нашлась лазейка – про сам населённый пункт ничего не указано, этим и руководствовались Валерий Деев, Ростехнадзор, а также ещё пара человек, без которых предприниматель вряд ли смог бы вылить на жителей Рязани такую серьёзную проблему. Умывать руки – не совесть чистить, в случае скандала всегда можно свалить вину на кого-то. Одним из таких покровителей мог оказаться фактический владелец рязанского пивзавода и частый герой наших публикаций Алексей Кирилин по кличке Очкарик, вторым – заместитель бывшего губернатора Георгия Шпака Алексей Соколов, оказавшийся птицей высокого полёта с низменными поступками. Проект полигона первый зампреда регионального правительства успел пропихнуть перед уходом Георгия Шпака, и в 2009 году уже остро встала вероятность экологической проблемы. Через пару лет после этого Алексей Соколов посвятит Рязани стих, в котором напишет «И не надо ломать тут комедий, Просто нормально дайте пожить». О чём именно написано – непонятно, потому что люди, живущие в Турлатове, с момента открытия полигона мечтают о нормальной жизни, так что тут скорее приходится говорить о трагедии. Возможно, лирическими героями произведения как раз выступили те, кто обречён жить рядом с опасными веществами. Потрясающее сочетание высокого слова и лицемерия.
В 2009 году на полигон нелегально завезли более тысячи тонн пришедших в негодность пестицидов и ядохимикатов. Губернатор, узнав о случившемся, поставил задачу полностью запретить размещение химотходов на территории областного центра. Начались мероприятия для аннулирования лицензий фирм-однодневок. ФСБ, МВД, Росприроднадзор и прочие региональные ведомства, ответственные за исполнение приказа Олега Ковалёва, устроили проверки указанных фирм. Само правительство Рязанской области выступало в качестве третьего лица, поддерживая прокуратуру в судебных заседаниях. Так удалось добиться закрытия всех организаций Валерия Деева, фигурирующих в ситуации с полигоном. Оказалось, что бывшие отстойники не приспособлены для размещения различных опасных отходов, а также не соответствуют требованиям экологического и санитарно–эпидемиологического законодательства.
В 2015 году Зюзинский районный суд Москвы закрыл нашумевший объект. С тех пор любое захоронение отходов на полигоне уголовно преследуемо. Во второй половине 2015-го и в течение 2016 года деятельности по захоронению отходов в Турлатове обнаружено не было. Бури после затишья не получилось. При первой же попытке вновь свалить сомнительные вещества Дмитрий Деев привлёк внимание ФСБ. Закон редко останавливает некоторых бизнесменов на пути к деньгами. Таких предпринимателей, судя по всему, задержать может только решётка.