Регистрация Поиск

medexpress 1.2 erid

  • Ботва
10 апреля 2015
Вся история рязанских градоначальников

В некоторых школах ещё, наверное, проходят рассказ Антона Чехова «Учитель словесности». Один из героев произведения учитель истории и географии Ипполит Ипполитыч достаточно типичный персонаж современной эпохи, который «или молчал, или же говорил только о том, что всем давно уже известно» – «лето не то, что зима», «без пищи человек не может существовать» и т. д. Даже перед смертью, будучи в бреду, он сообщал очевидные вещи: «Волга впадает в Каспийское море… Лошади кушают овёс и сено…».

 

Не менее очевидным является наблюдение о том, что председатели городских дум  (ранее – советов) обычно враждуют с главами городской администрации (ранее – мэрами).

Вообще, понятие мэр в Рязани появилось в 1991 году с назначением на дебютный пост Валерия Рюмина. До этого главная должность исполнительной власти в городе называлась председатель горисполкома. После известной Надежды Чумаковой, отпахавшей на управлении городом 23 года, начиная с 1963 года, по два-три года там поработали Геннадий Меркулов и Валерий Лобанов.

Исполком был при городском Совете народных депутатов, партийная дисциплина считалась превыше всего и о внутренних конфликтах никто не помышлял. Ситуация изменилась в 1990 году, запомнившемся в Рязани массовым выходом из партии членов КПСС и избранием преподавателя кафедры марксизма-ленинизма в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище полковника Валерия Рюмина  председателем Рязанского городского Совета.

Именно тогда стал нарастать конфликт между коммунистическим председателем исполкома и председателем горсовета – координатором Движения «Демократическая Россия» в Рязанской области. Полковник одержал верх и сам в 1991 году стал мэром города. Впрочем, отправив досрочно в отставку Валерия Лобанова, местные депутаты открыли ящик Пандоры, запустив какое-то проклятие, в соответствии с которым в дальнейшем ни один мэр или председатель Думы в Рязани не завершил своё пребывание на престижном посту традиционно в связи с окончанием срока своих полномочий.

В 1994 году Валерий Рюмин сам подал заявление об уходе с должности мэра по собственному желанию и на освободившееся место был назначен Владимир Марков, работавший тогда заместителем. Этот период в рязанской истории является исключением из правил – мэр никогда не ссорился с городским Советом, а депутаты не портили мэру жизнь и не мешали работе. Благодаря такому взаимопониманию многие вспоминают тот период как наиболее успешный в муниципальном управлении – без раздутого бюрократического аппарата и небесной удалённости городских руководителей от рядовых жителей.

Причиной столь редкой идиллии стало то, что в 1994 году выборы депутатов горсовета не состоялись из-за низкой явки избирателей, и два года Рязань оставалась без городского совета, а мэр работал на принципах единоначалия. Многие тогда ещё верили, что чиновники заботятся не о себе, а о народе. Люди ещё стеснялись своих грехов.

Золотое время закончилось в 1996 году, с избранием красного горсовета сделавшего своим председателем Павла Маматова, работавшего ранее начальником отдела кадров и председателем парткома Приборного завода.

Плохим был бы новый начальник коммунистом, если бы не устремился по наказам Владимира Ульянова по кличке Ленин захватить городские ресурсы: почту, телефон, телеграф, то есть, стать мэром города.

В том составе красных депутатов практически не было ни одного реального специалиста в городском хозяйстве, экономиста, юриста, что не мешало депутатам постоянно поучать мэра о том, как надо строить, учить, лечить. Владимира Маркова хватило ненадолго и вскоре известный масон и олигарх перешёл на работу в администрацию области, а Павла Маматова избрали главой Рязани. Председателем горсовета стала его бывший заместитель Надежда Корнеева. Практически сразу бывшие соратники превратились в противников. Партийная дисциплина и субординация закончилась там, где началась реальная власть.  

Тем временем инициированный ранее в городском совете парламентский контроль стал набирать обороты и выявлять нарушения уже в администрации под руководством самого Павла Маматова. Это бесило градоначальника, доводило до истерических криков на совещаниях с требованием прекратить проверки, так как «не может наёмная тётя Маша-аудитор проверять всенародно избранного мэра». Проблему Павел Маматов решил новаторски – заинтересовыванием депутатов. Кто-то получил элитную квартиру за счёт города, чьи-то дети были трудоустроены в администрацию, депутаты-главврачи и директора школ получили преференции. В итоге контрольный пакет голосов оказался в

руках рязанского градоначальника и по результатам проверок не было предпринято никаких действий. Стоит отметить, что это в дальнейшем и сгубило мэра. Через несколько лет против Павла Маматова было возбуждено несколько уголовных дел, он был отстранён от должности и осуждён. В основе тех материалов лежали, в том числе, и нарушения, выявленные контрольным управлением городского совета. История не терпит сослагательного наклонения, но, стоило прислушаться тогда к мнению депутатов, а затем и адвоката Игоря Сапфирова, устранить выявленные упущения и изменить свой подход к работе, то не остался бы он в рязанской истории единственным действующим мэром, осужденным за финансовые нарушения. Было бы сейчас гораздо комфортнее передвигаться из элитного дома на улице Некрасова к магазину, не надвигая кепку на лоб и не пряча глаз от встречных взглядов.

После Надежды Корнеевой спикером городского парламента в 2000 году был избран работник администрации Анатолий Мухин, который первым делом взялся за изменение устава города с целью отмены всенародного избрания мэра и попытался сам попасть на эту должность решением депутатов. Не хватило одного голоса, но отношения между ним и Павлом Маматовым после такого дружескими назвать было сложно.

Анатолия Мухина досрочно отправили в отставку, и председателем стал Александр Чайка.

Об отношениях между мэром и депутатами того периода не скажешь лучше, чем словами самого Павла Маматова в интервью 2005 года информационному агентству 7info: «Если вы посмотрите по составу депутатов горсовета, то увидите, что в большинстве своём это люди, пришедшие из бизнеса. А соответственно, их задача – приумножить всё то, что они к сегодняшнему дню уже наработали.

И если мы порой слышим, что он печётся, прежде всего, об избирателях, то по большому счёту это далеко не так. Вся его «озабоченность» об избирателях – она только на время выборной кампании. А дальше задача: как сделать так, чтобы свой капитал приумножить, ну, по крайней мере, в два-три раза за время работы в горсовете.

Примеры? За ними далеко ходить не надо: Чайка Александр Антонович. Уж кому как не мне знать, сколько кусков земли за 2 года работы председателем городского Совета он отхватил себе в центральной части города Рязани – начиная от Первомайского проспекта и кончая улицей Есенина!.. Принимались решения наспех – лишь бы только урвать».

После избрания нового состава горсовета в 2004 году новым председателем был избран Виктор Варгин. Этот этап характеризовался конфликтами между двумя органами местной власти за оставшиеся муниципальные ресурсы. Виктор Варгин также получил своим керамическим камнем по голове и ушёл в отставку. Вакантное место досталось самому молодому депутату – Семёну Сазонову.

После отставки Павла Маматова обязанности главы исполнял заместитель Александр Кукушкин, но противостояние продолжилось, правда, сместились приоритеты – Семён Сазонов стремился как бы оформить на аффилированные лица и структуры максимальное число земельных участков города. Сделать удалось не всё задуманное, но, по некоторым оценкам, юный политик стал одним из крупнейших землевладельцев города.

Семёна Сазонова не миновала чаша предшественников: он также попытался быть избранным на должность главы администрации решением городского Совета, но не смог противостоять губернатору Георгию Шпаку и период благоденствия для спикера закончился в начале 2006 года с избранием главой администрации Фёдора Провоторова.

Городская земля и собственность продолжали стремительно обретать новых владельцев, но родственнику адвоката Владислава Ломизова уже ничего не перепадало с барского стола. Масштабы коммерческой деятельности администрации стали зашкаливать и частыми посетителями здания на Радищева стали люди в погонах. В воздухе запахло жареным, и Фёдор Протоворов решил избраться депутатом городской Думы. Должность руководителя городского отделения «Единой России» и административный ресурс давали шанс стать председателем, что и произошло в марте 2008 года.

Несмотря на громкий успех, Фёдору Провоторову не удалось оставить на должности главы городской администрации бывшего своего заместителя Александра Зыкова и кабинет градоначальника занял Олег Шишов. Два медведя в одной берлоге не уживутся. Тесно стало на вершине городской власти и двум выходцам из коммерческих структур, прекрасно понимающих стоимость муниципального имущества. Этот этап городской жизни примечателен началом открытой информационной войны между органами власти, а также постоянными попытками передела полномочий. Любой конфликт убыточен для обеих сторон. Результатом разгоревшейся конфронтации стала отставка обоих соперников – сперва Олега Шишова, а затем и Фёдора Провоторова по требованию губернатора.

По той же самой инициативе на должность главы администрации был направлен экс-министр ЖКХ Виталий Артёмов. Сначала новому градоначальнику пришлось повоевать с Фёдором Провоторовым, который не мог смириться со своей декоративной ролью на городском Олимпе. Попытки продолжения информационных войн, сработавших в случае с Олегом Шишовым, привели к эффекту бумеранга, и скандальный олигарх сам лишился должности.

Место городского спикера до конца срока полномочий досталось Ларисе Максимовой как старейшему депутату. Предполагалось, что в силу возраста и отсутствия опыта государственной и муниципальной службы полупенсионерка не станет вмешиваться в деятельность администрации и самого главы. Но, как известно, благими намерениями выстелена дорога в ад. Никакая логика не подходит к анализу женщин, а престарелых дам – тем более. Высокие должности даже больных гепатитом превращают в королей. Вот и Лариса Максимова, которую даже коллеги считали серой мышкой, от тяжести мантии на плечах разительно преобразилась. Не зря считается, что самые жестокие рабовладельцы получаются из бывших рабов. Лариса Максимова, после переезда в главный кабинет административного здания, словно попыталась взять реванш за все унижения, что прилетали от городских чиновников при работе в статусе главного врача 6-й больницы. Помимо постоянных попыток столкнуть лбами представителей городской и областной властей, новая спикер успела сформировать тот самый состав аппарата городской Думы, который и сегодня удивляет своим псевдопрофессионализмом.

Понятно, что в немалой мере следствием постоянных четвертьвековых конфликтов между исполнительной и представительной властью нашего города стало то состояние города, которое жители критикуют постоянно.

Вот на этом этапе в ситуацию решил вмешаться лично губернатор и заранее подготовить новые кандидатуры на обе высшие городские должности. Деликатный процесс начался примерно за полтора года. В то время вызывала недоумение поездка в Италию вместе с Олегом Ковалёвым трёх молодых людей – Виталия Ларина, Андрея Кашаева и Олега Булекова. Теперь понятно, что в отдалении от обыденной рязанской суеты проводилось тестирование будущих городских руководителей – как на общепсихологические и моральные качества, так и на эффективную совместимость между собой. Это типичная процедура, предшествующая отправке космонавтов на орбиту. Не миновали подобной участи в своё время даже Белка со Стрелкой. Люди тоже, иногда бывают, как собаки.

По итогам итальянского вояжа из трёх кандидатур были отобраны две. Молодые – около 40 лет, неженатые, не обременённые семьей, бизнесом, ресурсами, инициативой и влиятельными связями. По всем расчётам, предполагалась успешная совместная работа на благо города. Виталий Ларин, видимо, тогда тест не прошёл и после возвращения в Рязань перемещался по убывающей с должности на должность, а позавчера, 7 апреля 2015 года, окончательно был уволен распоряжением губернатора.

По Андрею Кашаеву и Олегу Булекову всё было просчитано верно, но не учли специфику должностей, на которые были назначены кандидаты. Может быть, здание на Радищева-28 построено на геопатогенном месте, или люди вокруг собрались особые, но прошёл месяц и традиционное рязанское развлечение «Мэр VS председателя Думы» начало веселить сперва узкий круг посвящённых, а затем уже и всех горожан.

Ещё не успев занять кабинеты и поменять шторы на окнах, оба коллеги вступили в схватку за регалии, поспешив прописать в уставе города, кто из двоих главнее и кому суждено будет называться главой города. Открытые попытки меряться статусами пресёк губернатор, предвидя, к чему это может привести, но подковёрная вражда нарастает с каждым днём. С умилением приходится слышать от сотрудников различных средств массовой информации о том, что представители то одной, то другой ветвей власти стремятся передать для публичного озвучивания информацию об обнаруженных проколах соседей по зданию. Причём, в риторике руководителей тех или иных подразделений чётко прижились военные термины и озлобленность на коллег.

Задумка по селекции городских руководителей была блестящей, но вот реализация разбилась о пресловутый человеческий фактор. С одной стороны, оба руководителя назначены с подачи Олега Ковалёва и должны быть обязаны только ему. Но с другой стороны, весь аппарат администрации сформирован ещё при Олеге Шишове и Виталии Артёмове, а в городской Думе – при Фёдоре Провоторове и Ларисе Максимовой. И если предпоследний стремился окружить себя преданными людьми с ногами от ушей, невзирая на профессиональные качества, то последняя маниакально опасалась людей, которые лучшее неё разбирались в профильных вопросах. В результате городская Дума получила тот аппарат, который имеет.

Справедливости ради отметим, что Андрею Кашаеву почти год удавалось создавать видимость управления ситуацией, пока от городской Думы не потребовалось принятие решений в очередной региональной комбинации. Тут-то и всплыл факт того, что не только депутаты игнорируют увещевания нового председателя, которого помнят ещё «на-побегушках» на различных праздничных мероприятиях прошлых лет, но и аппарат ориентирован не известно на кого, сливая документы и проекты во все стороны.

Вырастить и собрать идеальный урожай на приусадебном участке в наших реалиях удастся только при наличии сторожа, иначе всё достанется другим. Попытки селекции идеальных городских руководителей буксуют. Любой студент-менеджер знает, что для построения работоспособной системы управления необходимо реализовать работоспособную систему контроля и обратной связи. Иначе управление окажется сродни вождению на автомобиле с завязанными глазами. Такое тоже, в принципе, возможно, но не в масштабах города.

Судя по всему, губернатору, несмотря на стартовавшие областные выборы, придётся самому включаться в режим ручного управления городской властью и оптимизации этой структуры. Первый шаг, кстати, уже сделан. В понедельник Олег Ковалёв провёл совещание по вопросам благоустройства территорий, где дал поручение организациям, которые обслуживают дороги, организовать уборку автотрасс и территорий в пределах полосы отвода. «Пришла весна, мусора, как обычно, много, особенно около автотрасс, поэтому следует оперативно провести все необходимые работы по благоустройству», – подчеркнул глава региона. Далее губернатор заявил, что «необходимо разработать две долгосрочные целевые программы, минимум трёхлетние, обеспеченные бюджетным финансированием. Одна целевая программа должна быть направлена на создание в городе парковочных пространств, другая – на приведение в порядок уже имеющихся зелёных зон и организацию новых мест для отдыха горожан, в том числе парков и скверов». Начало положено, на очереди вопросы, связанные с ремонтом дорог и дворовых территорий, вывозом мусора, капитальным ремонтом жилого фонда и функционирования объектов социального назначения – всего того, с чем никак не могут самостоятельно справиться городские власти.

Но не упущено ли время? Скоро увидим. Выведенные в питомниках животные могут сдерживать вражду в присутствии заводчика. Не исключено, что удастся разорвать замкнутый круг постоянных отставок и внутригородских конфликтов.

А как же старое проклятье и очевидные истины? Та же Волга впадает в Каспийское море? Впрочем, и тут не всё однозначно. С научной точки зрения, существуют аргументы, что при слиянии рек Волги и Камы  фактически именно Волга впадает в Каму, а затем Кама – в Каспийское море, так как исток Камы находится выше истока Волги и после слияния река идёт как продолжение камского русла, а не волжского.

Если уж наша Ока впадает в Волгу, а далее обе реки сливаются с Камой и столетиями одним потоком движутся в верном русле, может, пора уже и деятельность местной власти направить в нужное русло? Очевидно, что чиновники начнут работать, а не враждовать между собой и пытаться делить посты и регалии, когда исчезнет сам предмет спора. Достаточно для начала провести оптимизацию обоих структур, объединив в одном месте подразделения с дублирующимися функциями. Помимо всего прочего, наравне с сокращением запредельных зарплат, которые установили для себя городские депутаты, это сэкономит значительные средства бюджета. В период кризиса любая копейка – на счету. 

МИХАИЛКОМАРОВ
P.S.
Глава администрации Скопинского района Александр Боков после прихода к власти первым делом заменил все двери в служебном здании. Хотя состояние тех не вызывало ничьего беспокойства. Теперь в самый разгар кризиса Александр Боков снова собрался обновить все двери в своей администрации. Те самые, которые уже менял. Компетентным органам стоит уже туда постучаться.

Еще по теме БОТВА

Начинается работа скрипта Cron