Как уже указывало наше издание, на сайте президента страны размещён обновлённый список резерва управленческих кадров. В составе – 138 человек. Рязанская область, как и ранее, представлена двумя кандидатурами – Николаем Любимовым и Сергеем Филимоновым. Оба высокопоставленных чиновника находятся в престижном списке не первый год. Только Николай Любимов ранее представлял Калужскую область, а Сергей Филимонов по инициативе Олега Ковалёва несколько лет назад заменил там Аркадия Фомина. Произошло это в тот момент, когда стало известно о закулисном движении спикера Рязанской областной Думы в сторону губернаторского кресла. Олег Ковалёв моментально поменял Аркадия Фомина на безопасного Сергея Филимонова, на которого видеозаписей гораздо больше, а значит можно спокойно руководить регионом, не опасаясь внезапной отставки на основании того, что в резерве имеется достойная кандидатура из нашего региона.
Правда, Олега Ковалёва это не спасло, и сменщика, действительно, не смогли найти в нашем регионе, поэтому пришлось привлекать из другого. Так что план обесценивания кадрового резерва не сработал.
Николай Любимов находился в данном списке с прицелом, видимо, на Калужскую область, но президент не мог дольше терпеть нахождение во главе рязанского региона раздражающего жителей губернатора, и замена была произведена.
Во время Великой отечественной войны в кителе у джиху Иосифа Джугашвили по прозвищу Сталин лежала небольшая бумажка, которую генералиссимус доставал только в процессе наиболее ответственных совещаний генерального штаба. Там были указаны воинские соединения, находящиеся в личном резерве верховного главнокомандующего. Иосиф Джугашвили лично бросал элитные войска в прорыв в наиболее проблемных ситуациях. Или не бросал.
Примерно аналогичную роль играет и список из 138 человек, находящихся в личном резерве Владимира Путина, у которого прозвищ нет. Примерно 15-20% из этого числа получают кадровые повышения, а остальные так и остаются в вечном резерве. Решения принимает лично Владимир Путин, и мало кому удается не то что повлиять на них, но и понять саму логику. Эти 15-20%, получившие повышение, обычно исключаются из списка, и на их место вносят новых кандидатов.
С точки зрения Рязани, обновлённый резерв президента не претерпел изменений. Вроде бы не имело смысла даже останавливаться на данной новости, но, если взглянуть глубже, то главной информацией является именно неизменность списка. Как уже отмечалось, резервисты, получившие назначения, уступают места новым претендентам на кадровый рост. Николай Любимов, будучи сперва назначенным исполняющим обязанности, а в дальнейшем и победивший на выборах губернатора Рязанской области, из списка не исчез. Да, изменился статус – вместо «Депутат государственной Думы» теперь там указано «Губернатор Рязанской области», но фамилию никто не трогал.
Наивно предполагать о том, что Николая Любимова забыли убрать из списка вследствие разгильдяйства канцелярских исполнителей. Не тот уровень подготовки документов, ложащихся на стол руководителя государства. Следовательно, фамилия была не просто сохранена там умышленно, но и внесены правки, актуализирующие текущий статус резервиста. Это означает, что до сих пор Николай Любимов рассматривается президентом страны не как пришедший в Рязанскую область долгосрочный глава региона, а как кандидат на замещение какой-то другой должности. Причём президентского приближения: губернаторы, министры и руководящие работники администрации президента. Все остальные назначаются или премьером, или другими руководителями.
Куда может претендовать Николай Любимов как элемент данного списка? На пост губернатора другого региона? Практически нереально. Министерские посты тоже все заполнены в обновлённом российском правительстве. Структура администрации президента вроде бы также устоялась, из ожидаемых вакансий ближайших дней можно предвидеть только одну должность – полномочного представителя президента в Поволжском федеральном округе. Занимающий пост Михаил Бабич уже практически назначен послом в Белоруссию, о чём наше издание предсказывало уже давно. Под эту ли должность сохранили позиции Николая Любимова в списках данного резерва, либо под какую-то другу, скоро будет понятно.
Не менее интересно и сохранение в списках кандидатуры Сергей Филимонова. Понятно, для чего его продвигал в данный резерв Олег Ковалёв, и именно поэтому не понятно, почему он до сегодняшнего дня находится там.
Логично было бы предположить, что вторая рязанская кандидатура участвует в резерве на случай ухода Николая Любимова из региона для того, чтобы занять освободившееся место во главе региона. Такая мысль выглядела бы логично при любой другой нормальной кандидатуре. В данном же случае достаточно только на миг представить Сергея Филимонова во главе региона, чтобы осознать всю абсурдность данного предположения. За последние годы он был самым слабым заместителем пенсионного фонда области, практически никаким заместителем главы администрации города. Работу там наглядно характеризует то, что руководители подчиненных управлений образования, культуры и спорта работали напрямую с главой администрации города, минуя профильного заместителя. Такого не было никогда ни до, ни после Сергея Филимонова.
Затем последовала на некоторое время безуспешная работа областным министром соцзащиты по приглашению Олега Ковалёва и далее по той же протекции должность вице-губернатора, где на фоне предшественника Андрея Шевелева все слабые стороны отсвечивали ярким голубым цветом.
При приходе в регион Николая Любимова полномочия Сергея Филимонова сократили до минимума, но и те не получили качественного исполнения. Не трудно представить, что станет с регионом при таком руководителе. Это понимают не только в Рязани, но и в Москве. Однако, утратив статус вице-губернатора, Сергей Филимонов всё же сохранил свои позиции в списке резервистов. Хотя, логично было бы заменить его там на кандидатуру Игоря Грекова, который ежедневным трудом уже доказал свою готовность к дальнейшему кадровому росту. Этого до сих пор не произошло. Поскольку такая ситуация противоречит здравому смыслу, то объяснение может крыться только в лоббистских возможностях группы лиц, для которых усиление сегодняшнего вице-губернатора означает дальнейшую потерю собственных возможностей. Как административных, так и хозяйственных.
Не так важно то, что Сергей Филимонов просиживает 8 часов рабочего дня в кабинете, разгадывая кроссворды, так как реальные дела поручать руководство обоснованно опасается. Означать это может только то, что за полтора года во главе региона новое руководство так и не смогло разобраться во всех внутриэлитных завязках в области. Если точнее, – не просто не смогло понять, но и не привлекло в свою команду никого из тех, кто ситуацией объективно владеет. Не обладая данной информацией, практически постоянно совершаются всевозможные ошибки. Если часть из них носят локальный характер, то остальные являются глобальными и причиняют реальный вред команде Николая Любимова в силу того, что оперативно доводятся до сведения федерального руководства.
Кроме того, Николай Любимов постоянно генерирует всевозможные идеи и проекты, часто по масштабам превосходящие региональный уровень, а Игорь Греков умудряется успевать на место любых проблемных ситуаций и урегулировать проблемы в ручном режиме, но при этом отсутствует единая система регионального управления. Более того, в команде губернатора нет никого, отвечающего именно за системность. Следствием является то, что пока Николай Любимов и Игорь Греков занимаются тактическими областными проблемами, команда Олега Ковалёва, Аркадия Фомина и Сергея Филимонова обыгрывают соперников в стратегических позициях. Те, кто уверенно сидит на радуге, вполне могут позволить себе тратить все силы и время на интриги и закулисную борьбу, так как не должны устранять постоянно возникающие проблемы региона, и ситуация сама по себе сможет упасть только в худшую для губернатора и региона сторону. Развернуть вектор возможно исключительно изменением подхода к управлению областью и привлечением на свою сторону местных специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками, владеющими спецификой местной политики и имеющих желание улучшить жизнь в регионе. Откладывать данный вопрос уже нельзя. Точнее, можно, но только в одном случае. Если Николай Любимов реально сидит на чемоданах и ждёт со дня на день назначения на какую-то должность вне Рязанской области. Тогда всё рассмотренное выше ему уже не интересно, и заниматься данными вопросами должен Игорь Греков. Лучшего губернатора вряд ли удастся найти в данной ситуации. Иначе цвет настроения у целого региона снова станет синим.